От мечты до квантов с перерывом на борщ: как девочки становятся суперженщинами

На пути к научной карьере женщины часто возникают преграды, такие как необходимость создания семьи и традиционные гендерные роли. Вопрос — нужны ли женщины в науке, имеет однозначный ответ: да, и их присутствие обогащает научно-технологическое развитие на всех уровнях.
Евгения Еньшина
Президент фонда развития профессиональных инициатив «Женщины атомной отрасли»
Об эксперте: Евгения Еньшина — президент Фонда «Женщины атомной отрасли», основатель единственной премии «КОЛБА» для женщин в науке и технологиях.

Научные амбиции, зарождающиеся в детстве, могут привести к блестящим достижениям, подобным тем, что оставила после себя Мария Кюри. Она стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии, и до сих пор вдохновляет многих молодых ученых.

Мария Склодовская-Кюри — первая женщина — нобелевский лауреат и первый в истории двукратный нобелевский лауреат по физике (1903) и по химии (1911)
Мария Склодовская-Кюри — первая женщина — нобелевский лауреат и первый в истории двукратный нобелевский лауреат по физике (1903) и по химии (1911)Источник: NobelPrize

Но путь в науку для женщин осложняют семейные обязательства, предрассудки и нехватка поддержки. При этом их вклад в исследования бесценен — их присутствие в науке способно сыграть огромную роль в обеспечении научно-технологического прорыва. 

Системные изменения в научной среде

Для достижения равенства полов в научной среде необходимы системные изменения. Во-первых, научные дисциплины должны стать частью дошкольного образования. В некоторых российских детских садах внедряются программы, например, «Кубики науки», чтобы дети с раннего возраста имели доступ к научным знаниям и понимали, что наука — это не только для мальчиков. Использование геймификации в обучении может сделать этот процесс увлекательным и доступным для детей. Например, образовательная платформа «Учи.ру» использует такие подходы для обучения детей математике и естественным наукам. Исследования Smith (2020)  показывают, что активное вовлечение детей в научные эксперименты и игры способствует развитию их интереса к науке и технологиям.

Во-вторых, необходимо просвещение родителей, как их предвзятые представления могут влиять на выбор профессионального пути детей. Часто именно родители формируют у детей стереотипы о том, какие профессии «подходят» для мальчиков и девочек. Проект «Семья и наука» проводит семинары и тренинги для родителей, где обсуждаются вопросы гендерных стереотипов и их влияние на выбор профессии.

Примеры для подражания

Знакомство школьников с реальными женщинами-учеными может помочь разрушить стереотипы и продемонстрировать, что успех в науке достижим для всех. Истории успешных женщин в науке вдохновляют молодежь и показывают, что научная карьера возможна независимо от пола. По данным Комиссии по гендерному равенству Конфедерации труда России, гендерный разрыв в науке все еще существует: только 40% исследователей составляют женщины, а среди действующих членов Российской академии наук (РАН) их всего 6%. Это подчеркивает необходимость активных действий для изменения ситуации. Научные сообщества — например, самое крупное научное женское сообщество в России «Колба» — помогают формировать ролевые и поведенческие модели для девочек, которые интересуются наукой. Сейчас сообщество насчитывает более 3000 участников из 70 городов России.

«Колба» — самое крупное сообщество женщин-ученых в России
«Колба» — самое крупное сообщество женщин-ученых в РоссииИсточник: Колба

Баланс между карьерой и семьей

Ситуация усугубляется тем, что многие женщины, стремящиеся к карьерному росту, сталкиваются с необходимостью делать выбор между семьей и наукой. Это приводит к тому, что они могут отказываться от планов на материнство или делать перерывы в карьере. Важно отметить, что в России доля женщин в науке составляет 39,2%, что выше общемирового показателя по данным UNESCO. Однако это число остается стабильным уже более 10 лет, что говорит о необходимости изменений.

Поддержка и вдохновение

Для того, чтобы молодые ученые имели возможность видеть успешные примеры для подражания, необходимо обеспечить присутствие женщин на верхних ступенях карьерной лестницы. Это поможет создать вдохновляющую среду, где будущие поколения смогут развивать свои таланты и стремиться к высоким достижениям в науке. Программы менторства и сетевые сообщества могут сыграть важную роль в поддержке женщин-ученых на всех этапах их карьеры.

18 апреля 2025 года в Москве на площадке РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялось вручение III премии «Колба». Награду получили 77 женщин-ученых в 30 номинациях
18 апреля 2025 года в Москве на площадке РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялось вручение III премии «Колба». Награду получили 77 женщин-ученых в 30 номинациях Источник: Колба

Существуют программы, например, в некоторых российских университетах, таких как МГУ и СПбГУ, направленные на поддержку участия женщин в научных исследованиях. Например, программы менторства, где студентки могут работать под руководством опытных ученых-женщин, помогают им развивать свои навыки и уверенность в себе.

Чтобы обеспечить равенство полов в науке и создать условия для успешной карьеры женщин-ученых, необходимы комплексные меры. Это включает изменение образовательных программ, поддержку научных сообществ и активное вовлечение родителей в процесс формирования карьерных амбиций у детей. Только так мы сможем пробудить интерес к науке у девочек и помочь им стать суперженщинами будущего — лидерами науки и технологий, которые будут формировать наше общество и мир в целом.