Яков Гаккель: как гений инженерии создал первый советский тепловоз и изменил транспорт

12 мая 1874 года родился Яков Гаккель — инженер, чьи идеи определили будущее железнодорожного транспорта. От самолетов до тепловозов, он стремился к тому, чтобы техника стала мощнее, экономичнее и надежнее. Его тепловоз стал первым шагом к отказу от паровозов и переходу на новые рельсы технического прогресса.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Фото ШЭЛ-1
Первый советский магистральный тепловоз «Щэл1», собранный в 1924 году, стал символом перехода от паровой тяги к дизельной эпохе на железных дорогахИсточник: Wikimedia

12 мая 1874 года родился Яков Модестович Гаккель — человек, чьи идеи опередили время и изменили транспортную историю России. Он начинал как авиаконструктор: в начале XX века создал 11 самолетов, среди которых были настоящие новинки. Один из них — с электроприводом, питавшимся от кабеля с земли, другой — с амортизирующим шасси, напоминающим те, что используются в современной авиации. Но настоящую славу ему принесла работа над тепловозом.

В 1920-е годы в Советском Союзе остро стоял вопрос: чем заменить паровозы, которые расходовали огромное количество энергии и воды? Гаккель предложил использовать дизельный двигатель и электрическую передачу, то есть систему, в которой мотор вырабатывает ток для электродвигателей, вращающих колеса. В 1924 году в Ленинграде построили первый в стране магистральный тепловоз — «Щэл1». Он получил название в честь паровоза серии «Щ» и благодаря электрической системе движения.

Гаккель Яков
Инженер Яков Гаккель — новатор, опередивший свое время: от первых самолетов до создания тепловоза, изменившего будущее отечественного транспортаИсточник: СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

«Щэл1» стал настоящим символом технического прорыва. Он был мощнее и экономичнее паровозов, не требовал угля и воды в таких объемах, мог тянуть тяжелые составы и ехал с приличной скоростью для своего времени — около 75 км/ч. В ноябре 1924 года тепловоз совершил свой первый пробный рейс, а уже в январе следующего года доставил груз в Москву. Это было событие: страна увидела, что переход от пара к дизелю — это не фантастика, а реальность.

Правда, на практике «Щэл1» оказался немного «сырым». Качество топлива было низким, двигатель часто ломался, и в итоге тепловоз использовали как передвижную электростанцию, а позже — как музейный экспонат. Но главное — идея оказалась жизнеспособной. Уже к началу Второй мировой войны тепловозы с электрической передачей стали основным рабочим транспортом на железных дорогах. А к 1960-м в строй вступили и скоростные модели для пассажирских поездов, вроде «Чайки», развивавшей до 160 км/ч.

Скоростной поезд
Технологические идеи Гаккеля, заложенные в «Щэл1», стали основой для развития современных тепловозов и скоростных поездов, изменив подход к перевозкам в стране на десятилетия вперед

Гаккель доказал, что инженерное мышление может менять целые отрасли. Он смотрел вперед, туда, где другие видели тупик. Сегодня тепловоз «Щэл1» можно увидеть в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге — как напоминание о том, как одна идея может стать началом новой эпохи.

Инженеры вроде Гаккеля создавали фундамент, на котором строился весь советский транспорт — от рельсов до неба. Кстати, именно такой машиной будущего космоса стал и Як-18, с которого начинал Юрий Гагарин — об этом вы можете прочитать в этой статье.