Первый фрегат Петра: как начинался русский военный флот

14 мая 1692 года Петр I завершил строительство первых настоящих военных кораблей на Плещеевом озере. Это был не просто юношеский энтузиазм, а продуманный шаг к созданию флота, который впоследствии станет одной из основ российской державности.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Картина Петра I и фрегата
Фрегат «Марс» стал одним из первых боевых кораблей, построенных по инициативе Петра I, и символом начала российского военного судостроенияИсточник: СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

Работа, ставшая началом истории регулярного русского флота, вышла на берегу Плещеева озера. Именно здесь, в Переславле-Залесском, по указанию 20-летнего Петра I были построены первые крупные корабли — 30-пушечные фрегаты «Марс» и «Анна». Завершение их строительства и торжественный спуск на воду состоялись 14 мая 1692 года — эта дата считается днем рождения русского военного флота. Эти суда стали частью так называемой потешной флотилии, которая, несмотря на своё название, имела вполне серьёзную военную цель. Эти суда стали частью так называемой потешной флотилии, которая, несмотря на свое название, имела вполне серьезную военную цель.

Петр I начал свой морской путь с ботика «Святой Николай», найденного в селе Измайлово. Этот небольшой английский ботик вдохновил царя на создание собственного флота. Уже через несколько лет он перенес строительные работы к Плещееву озеру, где условия позволяли возводить как малые суда, так и крупные фрегаты.

Ботик и Петр I
Найденный в селе Измайлово ботик «Святой Николай» вдохновил Петра на создание флота — позже его назовут «дедушкой русского флота»Источник: Wikimedia

К весне 1692 года на воде оказалось около ста судов. Фрегаты были построены по образцу западноевропейских кораблей: прочный дубовый корпус, железные гвозди, пеньковый канат. Вооружение включало по 30 пушек на каждом судне. В качестве экипажа выступали солдаты из потешных полков — именно они позже станут основой реального морского войска.

Хотя озеро оказалось мелковатым для полноценного использования фрегатов, именно здесь прошли первые в России совместные учения армии и флота. Этот опыт Петр вскоре применит при Азовских походах. В 1695—1696 годах на юге страны уже строятся галеры и брандеры для борьбы с турками.

Портрет Петра I
Портрет Петра I, датирован 1717 г. Автор, предположительно, Жан-Марк Натье. Петр I лично участвовал в строительстве кораблей, работая как простой плотник, и сам учился морскому делу — от парусного устройства до артиллерии

Участие Петра было не формальным: он сам учился, работал как плотник, изучал парусное дело и артиллерию. Он даже отправлял дворян учиться за границу, а также занимался картографией и освоением инженерного дела. Потешная флотилия стала не игрой, а настоящей школой морской науки, где отрабатывались технологии, которые позже приведут к победам на Балтике и укрепят статус России как морской державы.

Создание первых кораблей стало лишь отправной точкой. Уже через несколько лет Петр I осознает, что без образования и науки флот не вырастет — и заложит основы технического обучения, сформировав первую школу морских и навигационных наук. Как именно это произошло — узнайте в этой статье.