Иван Цветаев: как один ученый превратил искусство в науку и подарил Москве великий музей

16 мая 1847 года родился человек, без которого в Москве не было бы Пушкинского музея. Иван Цветаев объединил точность науки и любовь к искусству, подарив России одну из ее главных культурных опор.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Фото Ивана Цветаева
Иван Цветаев — не только отец поэтессы Марины Цветаевой, но и один из самых просвещенных людей своего времени. Он прошел путь от духовного училища до профессора, чтобы посвятить жизнь знанию, музеям и людямИсточник: Пушкинский музей

16 мая 1847 года родился Иван Владимирович Цветаев — человек, который подарил России один из главных музеев мира и доказал, что наука об искусстве может быть такой же точной, как математика. Его имя часто остается в тени его знаменитой дочери — поэтессы Марины Цветаевойно именно он заложил основы русской музейной традиции и открыл миллионам людей мир античной культуры.

Он родился в семье сельского священника. Учился сначала в духовном училище, потом в семинарии, но неожиданно для всех выбрал науку. Попытка стать врачом не удалась, и Цветаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Там он увлекся эпиграфикой — наукой, которая изучает древние надписи. Его дипломная работа, посвященная римским граффити на стенах и керамике, стала прорывной. Цветаев не просто переводил тексты, а восстанавливал образ жизни древнего города.

В 30 лет он уже профессор. Его приглашали в Варшавский, затем в Московский университет. Но главной мечтой стало не преподавание, а создание музея. В 1894 году он предложил построить учебный музей слепков — копий античных скульптур. Тогда это казалось безумием. Но Цветаев понимал: будущим художникам, историкам и археологам нужны реальные образы, а не только гравюры в книгах. Музей должен был стать местом, где любой может научиться «видеть».

Кабинет изящных искусств
Цветаев открыл новую научную область — эпиграфику — и доказал, что искусство можно изучать с тем же научным подходом, как язык или физику. Его лекции, труды и музей стали мостом между античным миром и современной РоссиейИсточник: Wikimedia

Благодаря поддержке мецената Юрия Нечаева-Мальцова идея обрела форму. Архитектор Роман Клейн спроектировал здание, инженер Владимир Шухов обеспечил его светом с помощью стеклянных потолков. В 1912 году музей открыл двери. Он назывался Музеем изящных искусств имени Александра III. В его залах были гипсовые копии «Давида», Парфенона и портика Эрехтейона. Цветаев называл это «азбукой искусства».

Но он не оставил и научную работу. Изучал древние языки, расшифровывал надписи, писал статьи и книги. Его подход к эпиграфике был передовым: соединение истории, лингвистики и археологии. Даже обломок с каракулями был для него документом эпохи.

Цветаев был трудоголиком, несмотря на слабое здоровье. Когда в 1911 году из-за конфликта с министерством ушли многие профессора, он остался. Ему нужно было закончить музей. Он умер в 1913 году, всего через год после его открытия.

Пушкинский музей
Оставленный им Пушкинский музей — это не просто собрание экспонатов, а живая энциклопедия мировой культуры. Благодаря Цветаеву искусство стало доступно миллионам, а музей — местом, где учат видеть, понимать и чувствоватьИсточник: Пушкинский музей

Сегодня ГМИИ им. Пушкина — это почти миллион экспонатов, образовательные программы, научные лаборатории. И все это — продолжение идеи, рожденной больше века назад. Цветаев верил: искусство должно быть доступным. А музей — это не витрина, а лаборатория познания.

Если вам интересно, как искусство может лечить и вдохновлять, стоит заглянуть в зал античной скульптуры. Там до сих пор стоят те самые слепки — символ начала. Кстати, исследователи все чаще говорят о том, что даже трагические произведения могут вызывать позитивные эмоции и усиливать эмпатию — подробнее об этом вы можете узнать в этой статье.