
Предлагаем читателю мысленный эксперимент: попробуйте вернуться в самое начало своей жизни. У большинства в памяти всплывут размытые образы, будь то тепло материнских рук, яркий свет прикроватной лампы или звук полузабытой песни. Но почему первое воспоминание появляется примерно в трехлетнем возрасте? Этот пробел в личной истории называют инфантильной амнезией, и она происходит у каждого человека. Но неужели воспоминания первых лет настолько бесполезны, что мозг просто от них избавляется? Или же за забыванием скрывается важный эволюционный механизм?
Мозг младенца учится, но не запоминает
Долгое время ученые придерживались мнения, что дети до трех лет не способны запоминать события. Однако последующие исследования показали, что процесс обучения идет с первых дней жизни. Дети узнают голос матери среди множества других голосов, запоминают интонации, реагируют на повторяющиеся ситуации. Но эти знания не превращаются в осознанные воспоминания — они словно записываются на стирающуюся пленку.
Ключевая причина отсутствия запоминания в младенчестве — незрелость гиппокампа. Гиппокамп — область мозга, ответственная за формирование эмоций и перехода кратковременной памяти в долговременную. У младенцев нейронные сети гиппокампа слишком пластичны, связи между клетками постоянно обновляются из-за того, что новые нейроны рождаются с невероятной скоростью. Парадоксально, но именно этот бурный нейрогенез может «затирать» ранние воспоминания. Эксперименты на животных подтвердили, что если замедлить образование новых нейронов, детские воспоминания сохраняются дольше. Но обратная сторона этой монеты — более скудное количество нейронов, что не окажет полезного эффекта на долгой дистанции.
Как выглядит память у младенцев?
Исходя из вышеперечисленных тезисов можно сделать вывод, что младенцы не запоминают вообще ничего. Но это не совсем так. У младенцев память существует в других формах.
Есть определенный тип памяти, который позволяет кататься на велосипеде или играть на гитаре даже после десятков лет перерыва. Однако, не имея десятков лет за спиной, младенцы с раннего возраста обучаются навыкам, которые они будут применять всю жизнь — сосание, глотание, реакция на раздражители. Данный тип запоминания и воспроизведения навыков называется процедурной памятью. Часть процедурной памяти остается с людьми даже после тяжелых травм, вызывавших амнезию.
Другой тип памяти, позволяющий распознавать знаковые лица, звуки и запахи — сенсорная память. Новорожденные предпочитают голос родной матери всем другим голосам, и также способны узнавать мотивы песен, которые слышали в утробе во время последнего триместра.

Даже при отсутствии долговременной памяти травматические события могут повлиять на ребенка в будущем. Не имея конкретных воспоминаний о травме, произошедшей в первые три года жизни, полученный некогда эмоциональный стимул закрепляется — это пример эмоциональной памяти. Причина этого — взаимодействие миндалевидного тела, центра эмоциональной обработки, с префронтальной корой — центром формирования личности и сложных когнитивных функций. То, что люди могут называть интуицией или «плохим предчувствием», может быть результатом эмоциональной памяти.
Первые связные воспоминания появляются около 3-4 лет. Это совпадает с созреванием префронтальной коры, отвечающей за самосознание и планирование. Вокруг нервных волокон завершается образование защитного слоя — миелина, который также повышает скорость и точность передачи нервных импульсов. Еще один важный фактор в формировании памяти — развитие языка. Он помогает структурировать опыт и превратить хаос ощущений в осознанную логическую цепочку. Без понимания смысла слов «вчера» или «потом» сложно связать события и планировать действия.
Эволюционный смысл забывания
Если инфантильная амнезия — не ошибка, а норма, то зачем она нужна? Специалисты в эволюционной биологии объясняют инфантильную амнезию адаптивным преимуществом. Первые годы жизни живородящего организма полны стресса — болезненные роды, крики. В данном случае инфантильная амнезия выступает защитой от потенциальных психологических травм — было бы неловко, если бы первое воспоминание человека было связано с болью матери.

Второе — экономия ресурсов. Быстро развивающийся мозг занят получением навыков и адаптации к окружающей среде, отдавая предпочтение быстрому нейрогенезу, а не хранению ненужных данных. Гипотезы не исключают, а скорее дополняют друг друга. Инфантильная амнезия — результат сложного взаимодействия множества факторов, не ограничивающийся одними биологическими процессами.
Что ученые исследуют сейчас?
Несмотря на очевидный, казалось бы, механизм инфантильной амнезии, исследование явления продолжается. Ученые изучают, какие именно гены участвуют в формировании памяти, и как это можно использовать для лечения психических расстройств. Особый интерес для ученых представляет ранний стресс. Оказывается, даже кратковременная разлука маленьких крысят с матерью вызывает долгосрочные изменения в гиппокампе, снижая уровень синаптофизина — белка, необходимого для передачи сигналов в мозге. Это может привести к повышенной тревожности и нарушению обучаемости во взрослом возрасте.
Исследования инфантильной амнезии также помогут открыть новые подходы к терапии психологических травм. Именно процессы естественного избавления от воспоминаний помогут понять, как уменьшить влияние негативных воспоминаний. Ведь память — не просто архив, а инструмент выживания, который влияет на личность и психику.