Как эмоции влияют на память: нейробиология искажения воспоминаний

Почему свидетели одного и того же события описывают его по-разному? Оказывается, эмоции не только помогают запоминать, но и искажают воспоминания. Ученые выяснили: за этот процесс отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. В статье разбираем, как яркие положительные и отрицательные эмоции меняют нашу память.
Михаил Кароли
Автор Наука Mail
Мозг обрабатывает новые и хранит старые воспоминания
Мозг обрабатывает новые и хранит старые воспоминанияИсточник: Unsplash

Представьте себе ситуацию: группа людей становится свидетелем одного и того же эмоционального события — дорожного происшествия. Через пять дней всех просят описать увиденное. Один говорит только про яркий автомобиль, другой — цвет пиджака водителя, а третий точно помнит, что вместо пиджака на нем была куртка. Почему так, ведь все три человека были свидетелями одного события? Ответ кроется в сложных нейробиологических взаимодействиях во время формирования памяти, искажающих детали. И именно эмоции как способствуют запоминанию, так и мешают памяти точно фиксировать реальность.

Интерес к связи между памятью и эмоциями возник еще в середине XX века. Тогда заметили, что травмирующие переживания оставляют особенно прочный след. Но лишь недавно стало понятно, какие именно участки мозга и какие процессы в этом участвуют. Эти данные полезны не только ученым: они помогают лучше понять, как формируются ложные воспоминания, почему обучение под стрессом часто неэффективно, и как работает память при психических перегрузках. Разобравшись в этом, можно точнее подбирать методы лечения ПТСР, менять подход к обучению, и в целом использовать свойства памяти с большей пользой.

Физиология памяти

Формирование памяти — сложный процесс, в котором участвуют миллиарды нейронов и тысячи синапсов. Главная «библиотека» мозга — гиппокамп. Именно он играет центральную роль в создании новых декларативных воспоминаний — тех, что можно осознанно вспомнить: лица, события, факты.

Ключевой механизм формирования долговременной памяти — долговременная потенциация. Она представляет собой усиление синаптической передачи при повторяющейся активации нейронов. Можно представить это как дорогу, по которой часто ездят машины: со временем она становится шире и удобнее. Примерно так же и синапсы — чем чаще они активируются одновременно, тем крепче связь между нейронами.

Процесс долговременной потенциации начинается с высвобождения глутамата — главного возбуждающего нейромедиатора. Он связывается с рецепторами на постсинаптической мембране и вызывает деполяризацию — убирает разницу между зарядами между внешней и внутренней мембраной клетки. Если активация достаточно частая, открываются другие рецепторы, через которые в клетку поступает кальций. Это запускает каскад биохимических реакций, в результате чего увеличивается количество рецепторов, растут дендритные шипики — выросты на клетке, способные формировать связи с отростками нервных клеток; и начинается синтез белков для создания новых нейронных связей.

Связь нейронов между собой — один из главных факторов формирования воспоминаний и построения их связи друг с другом
Связь нейронов между собой — один из главных факторов формирования воспоминаний и построения их связи друг с другомИсточник: Unsplash

Но память — это не только формирование, а еще и консолидация, — переход информации из кратковременной формы в долговременную. Этот процесс занимает часы и даже дни после события. Он требует не только работы гиппокампа, но и участия коры головного мозга. Консолидация напрямую зависит от сна — именно во сне мозг сортирует и укрепляет полученную информацию. Память — активный и динамичный процесс, в котором участвуют не только нейроны, но и множество биохимических реакций, поддерживающих связи между ними.

Миндалевидное тело и эмоции

Если гиппокамп — «библиотекарь», который сортирует и хранит информацию, то миндалевидное тело — скорее, «оценщик». Он решает, на что стоит обратить внимание, а что не стоит запоминания. Эта небольшая структура, похожая по форме на миндальный орех, находится рядом с гиппокампом и отвечает за обработку эмоций — особенно тех, которые связаны с угрозой или значимостью происходящего.

Эмоциональное состояние в момент события влияет на то, что конкретно человек запомнит. Когда мы сталкиваемся с эмоциональным стимулом, будь то страх перед пауком, радость от подарка или злость на несправедливость, — миндалевидное тело активируется и передает сигналы в другие области мозга, включая ранее упомянутый гиппокамп. Так воспоминание получает «эмоциональную метку» — отметку важности, которая помогает ему лучше закрепиться и легче вспоминаться впоследствии.

Исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии показали, что при просмотре испуганных лиц или сцен насилия у людей усиливается активность как в миндалевидном теле, так и в гиппокампе, что еще раз подтверждает тесную связь между эмоциями и памятью. Особенно примечательно, что у людей с поврежденным миндалевидным телом память на эмоциональные события хуже, хотя способность к обычному обучению при этом остается, как у здоровых людей.

Один из факторов, усиливающих этот эффект — стрессовые гормоны. Кортизол и адреналин являются спутниками эмоциональных событий — неудивительно, что они вносят свое участие в формирование воспоминаний. Когда человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, эти гормоны выбрасываются в кровь и воздействуют на рецепторы в гиппокампе и других участках мозга, усиливая процесс консолидации — то есть перевода информации в долговременную память. Именно этим объясняется, почему травматические события часто запоминаются на всю жизнь, иногда превращаясь в навязчивые воспоминания. В последнем случае слишком яркие негативные воспоминания могут стать основой для ПТСР.

Особо травматичные события запоминаются на всю жизнь из-за сильного эмоционального стимула
Особо травматичные события запоминаются на всю жизнь из-за сильного эмоционального стимулаИсточник: Blikk

Но эмоции могут не только усиливать память, но и искажать ее. Например, человек, испытывающий сильный страх, может неверно запомнить детали — кто был в комнате, что именно происходило, как выглядели окружающие. В условиях стресса внимание концентрируется на главной угрозе, а остальная информация обрабатывается уже поверхностно. Именно поэтому эмоционально заряженные события запоминаются лучше, но не всегда точно.

Положительные эмоции же влияют на память иным образом. Радость, удивление, чувство удовлетворения — все, что повышает вовлеченность и мотивацию, также улучшает процесс обучения и запоминания. В отличие от отрицательных эмоций, которые часто фокусируют внимание, положительные чаще активируют ассоциативную память — способность связывать разные элементы вместе, выстраивая из них целостную картину.

Вместо заключения — реконсолидация

Каждое воспоминания формируется через призму прошлых знаний и опыта. Мозг использует уже устоявшиеся схемы для интерпретации новой информации. И хоть это и помогает быстрее понимать происходящее, оно может привести к неточным воспоминаниям с несуществующими деталями.

Память постоянно переписывается каждый раз при повторном вспоминании события. Это называется реконсолидацией памяти. С каждым циклом к воспоминанию могут обрасти новыми подробностями, которых раньше не было. И чем дальше воспоминание, тем больше воспоминание изменяется под грузом нового опыта.

Также важно, что на память влияет само социальное взаимодействие. Особо внушаемые люди, услышав другую версию своего воспоминания, могут прислушаться к ней, что вместе с реконсолидацией создаст новую версию старого события. Это особенно заметно в групповых свидетельствах, где люди с течением времени все же начинают соглашаться с собой, даже если сперва их показания различались. Но что же было на водителе из первого абзаца, — куртка или пиджак, — подскажет третий свидетель. У которого, вероятно, была своя версия происходящего.

А в одной из прошлых публикаций мы рассказывали о результатах исследования, согласно которому память в мозге формируется на молекулярном уровне.