Человек, подаривший небу винты: история Игоря Сикорского

25 мая 1889 года родился Игорь Сикорский — инженер, подаривший миру первые серийные вертолеты и многомоторные самолеты. Его машины меняют ход войн, спасают людей в джунглях и вдохновляют инженеров до сих пор.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Игорь Сикорский
Игорь Сикорский в 1919 году эмигрировал в США, где в 1923 году основал компанию Sikorsky Aircraft. Его разработки, включая первый в мире серийный вертолет R-4, оказали значительное влияние на развитие авиацииИсточник: Wikimedia

В мае 1889 года в Киеве родился мальчик, которому суждено было навсегда изменить представление человечества о воздухе. Игорь Сикорский вырос в семье профессора и с ранних лет увлекался техникой. Уже в 12 лет он собрал действующую модель вертолета на резиномоторе. Эту детскую игрушку вдохновили наброски Леонардо да Винчи, но в будущем она вылилась в настоящий переворот в транспортных технологиях.

Учеба в Киевском политехническом институте подтвердила: Сикорский не просто инженер. Он мыслит по-другому. Вертолет он называл не просто модифицированным самолетом, а принципиально новой машиной.

«Русский витязь»
Разработан Игорем Сикорским и построен в 1913 году. Это был первый в мире четырехмоторный самолет, способный перевозить пассажиров в двух закрытых кабинах. Первый полет состоялся 10 мая 1913 года, опровергнув скептицизм специалистов, считавших невозможным взлет такой массивной машиныИсточник: Wikimedia

В 1913 году он построил «Русского витязя» — первый в мире четырехмоторный самолет. При массе около 3.5 тонн и размахе крыльев почти 30 метров он поднимался на высоту до 600 метров и держался в воздухе почти два часа. Для начала XX века это был технологический прорыв. 

«Илья Муромец»
«Илья Муромец» стал первым в мире серийным четырехмоторным бомбардировщиком. С 1914 года использовался в Первой мировой войне, совершая стратегические бомбардировки. Самолет отличался просторным салоном, отоплением и даже имел туалет, что было новшеством для того времениИсточник: Wikimedia

Уже в следующей модели — «Илья Муромец» — появились бомбовые отсеки, пулеметы, система отопления и даже спальные места. Самолет стал не только оружием, но и примером комфорта для экипажа.

С началом революции Сикорский эмигрировал в США. Именно там он начал работу над вертолетами, о которых мечтал с детства. В 1939 году взлетел VS-300 — первая по-настоящему управляемая модель. Конструкция оказалась настолько удачной, что ее принципы применяются до сих пор: один несущий винт, хвостовой винт для стабилизации, возможность изменять наклон лопастей во время полета.

VS-300
Разработан Игорем Сикорским в США, первый полет состоялся 14 сентября 1939 года. VS-300 стал первым успешным вертолетом с одним несущим винтом и хвостовым винтом для компенсации крутящего момента. Эта схема стала стандартом для большинства вертолетов в последующие десятилетияИсточник: Wikimedia

Спустя три года США приняли на вооружение первый серийный вертолет — R-4. Он мог перевозить 240 кг груза и пролетать до 200 км. Именно этот аппарат в 1944 году провел первую в истории спасательную операцию — в джунглях Бирмы.

После войны технологии Сикорского пошли в массы. Его подход использовали при создании вертолетов, перевозящих людей, грузы, а позже и марсианские дроны. Так, вертолет Ingenuity, впервые взлетевший на Марсе в 2021 году, использует соосную схему винтов — идею, которую Сикорский когда-то отверг, но технически проработал.

ingenuity
Разработан NASA и доставлен на Марс в 2021 году в рамках миссии Mars 2020. Ingenuity стал первым аппаратом, совершившим управляемый полет на другой планете. За почти три года он совершил 72 полета, преодолев более 17 км, и доказал возможность использования вертолетов для исследования других планетИсточник: NASA

Наследие Сикорского — это не просто машины. Это целый язык полета, на котором заговорил XX век, и которым продолжает говорить XXI.  Машины, вдохновленные его идеями, и сегодня служат по всему миру. Российский Ми-8 стал самым массовым вертолетом в истории. Американский S-92 участвует в международных спасательных миссиях. А копия одного из первых самолетов Сикорского — S-29-A — хранится в музее под Москвой.

Сделав невозможное возможным, Ingenuity стал символом того, что даже крошечный аппарат может открыть дорогу в небо другой планеты. А какие еще устройства готовят для полетов на Марс — от экспериментальных самолетов до будущих грузовых дронов — узнаете в этой статье.