
Система «ЭРА-ГЛОНАСС», созданная по поручению Президента России и введенная в эксплуатацию 10 лет назад, стала первой в мире государственной системой аварийного оповещения на транспорте. Она объединила навигацию, связь и автоматическую передачу данных — и доказала свою эффективность, спасая жизни и снижая последствия аварий.
Решение построено на интеграции ГЛОНАСС-модулей, специальных бортовых терминалов и центров обработки информации. Такой подход обеспечивает уникальный уровень телематической автоматизации и позволяет в реальном времени анализировать данные о ДТП, перегрузках и траектории движения.
Сегодня к системе подключено более 12,6 млн автомобилей. Ежегодно это число увеличивается более чем на миллион. «ЭРА-ГЛОНАСС» продолжает развиваться, способствуя снижению смертности на дорогах — одной из ключевых национальных целей.
Спасая жизни: как «ЭРА-ГЛОНАСС» приходит на помощь в критических ситуациях

Сигнал генерируется на основе данных об ударных перегрузках и траектории столкновения, которые анализируются с помощью акселерометров и показаний с CAN-шины автомобиля.
Благодаря интеграции с региональными системами «112», координаты происшествия передаются в среднем за 19 секунд — почти вдвое быстрее стандартного звонка. Это серьезно повышает шансы на спасение.
Система также может передавать критически важную информацию: например, была ли активирована подушка безопасности, сколько максимально человек может находиться в салоне, и в каком состоянии автомобиль.
Истории спасения: реальные примеры работы системы
За время существования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» произошло немало самых удивительных историй, когда человеческая жизнь весела буквально на волоске. Вот лишь некоторые из них:
«ЭРА-ГЛОНАСС» спасла водителя, сорвавшегося с 50-метрового обрыва в Сочи
В селе Пластунки под Сочи, где дорога проходит по крутым серпантинам, Lada Vesta вылетела с трассы. Машина с двумя пассажирами сорвалась с 50-метрового обрыва, ударившись о бетонный блок.

Сработал автоматический вызов — сигнал мгновенно поступил на пульт «112», и спасатели выдвинулись на точку. Координаты от «ЭРА-ГЛОНАСС» позволили точно определить место аварии — без них в темное время суток и в густых зарослях найти машину было бы почти невозможно.
«ЭРА-ГЛОНАСС» спасла годовалого малыша
Еще один случай — на трассе в Сочи. Автомобиль слетел в овраг и завис на дереве. Внутри оказались две женщины и годовалый ребенок. Сигнал SOS от «ЭРА-ГЛОНАСС» сработал автоматически. Уже через считанные минуты спасатели прибыли и эвакуировали пострадавших.

«И даже машина сама взяла трубку, правду тебе говорю!»
Стендап-комик Андрей Бебуришвили рассказал о работе «ЭРА-ГЛОНАСС» при аварии в подкасте у Иды Галич.
Расширение функционала: мониторинг транспорта и технологический суверенитет
Сегодня «ЭРА-ГЛОНАСС» — это не только спасение, но и цифровой онлайн-мониторинг за более чем 500 тысячами единиц транспорта: от автобусов и скорой помощи до лесной техники и беспилотников. Данные в реальном времени поступают в Ространснадзор и более 1000 региональных и муниципальных платформ.
Миллионы пассажиров отслеживают движение транспорта через мобильные приложения, интегрированные с системой.

Для усиления цифрового суверенитета создается Федеральная навигационно-информационная система (ФНИС). Уже в 2025 году к ней подключатся 25 регионов, получив доступ к онлайн-контролю за транспортом.
Параллельно АО «ГЛОНАСС» внедряет первую в России спутниковую мобильную сеть, использующую геостационарные спутники. Связь будет доступна даже в труднодоступных районах.
Беспилотные технологии и «Цифровое бесшовное небо России»
На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» в 12 регионах России тестируется система идентификации гражданских дронов. Это часть концепции «Цифровое бесшовное небо России». В перспективе — снятие ограничений на полеты БПЛА в большинстве регионов.
Система передает данные о дронах в пункты контроля воздушного пространства. В Калужской области уже успешно протестирована функция принудительной посадки в запретной зоне.
Идентификация происходит с помощью защищенных трекеров с SIM-картами. Передача информации — в зашифрованном виде через инфраструктуру АО «ГЛОНАСС».
Эти трекеры уже используются в санитарной авиации и при агрообработке полей: более 350 воздушных судов работают в режиме полной цифровой прозрачности.
Успешные применения беспилотников с «ЭРА-ГЛОНАСС»

В марте 2025 года впервые в России был зафиксирован межрегиональный перелет дрона: из Сахалинской области в Хабаровский край. Вся траектория отслеживалась в режиме онлайн.
На Эльбрусе дрон доставил медикаменты и сопровождал туристическую группу, передавая данные о маршруте до высоты 5642 метра.
«ЭРА-ГЛОНАСС» и беспилотные логистические коридоры
С апреля 2025 года к системе начали подключать беспилотные грузовики на трассе М-11 «Нева» и ЦКАД — в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры».
Система собирает данные о пробеге, режимах работы, инцидентах — все в реальном времени. Это позволит централизованно управлять автопарками и контролировать киберугрозы.
Ядро цифрового суверенитета в транспорте
За десять лет «ЭРА-ГЛОНАСС» стала опорой транспортной и технологической инфраструктуры страны. Она ежедневно спасает жизни, обеспечивает прозрачность и создает основу для будущего беспилотного и цифрового транспорта.
Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич подчеркивает: система выходит за рамки аварийного реагирования и становится ядром цифрового суверенитета России в транспортной сфере. Впереди — новые функции, масштабируемость и интеграция с цифровыми решениями будущего.