10 лет АО «ГЛОНАСС»: «ЭРА-ГЛОНАСС» передала спасателям полмиллиона аварийных вызовов

За десять лет «ЭРА-ГЛОНАСС» прошла путь от технологической новинки до полноценной инфраструктуры, без которой уже трудно представить систему транспортной безопасности. Ее возможности давно вышли за рамки экстренного реагирования.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Афиша к 10-летию системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
К 10-летию системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — первой государственной платформы аварийного оповещения на транспорте, которая объединила навигацию, телематику и связь ради спасения жизней, повышения безопасности и развития беспилотных технологий в России.Источник: Midjourney

Система «ЭРА-ГЛОНАСС», созданная по поручению Президента России и введенная в эксплуатацию 10 лет назад, стала первой в мире государственной системой аварийного оповещения на транспорте. Она объединила навигацию, связь и автоматическую передачу данных — и доказала свою эффективность, спасая жизни и снижая последствия аварий.

Решение построено на интеграции ГЛОНАСС-модулей, специальных бортовых терминалов и центров обработки информации. Такой подход обеспечивает уникальный уровень телематической автоматизации и позволяет в реальном времени анализировать данные о ДТП, перегрузках и траектории движения.

Сегодня к системе подключено более 12,6 млн автомобилей. Ежегодно это число увеличивается более чем на миллион. «ЭРА-ГЛОНАСС» продолжает развиваться, способствуя снижению смертности на дорогах — одной из ключевых национальных целей.

Спасая жизни: как «ЭРА-ГЛОНАСС» приходит на помощь в критических ситуациях

Авария глазами ИИ
За время работы система передала почти 500 тысяч экстренных сигналов. В 83% случаев вызов происходил автоматически — при тяжелых авариях, когда пострадавшие не могли позвать на помощь самостоятельно.Источник: Midjourney

Сигнал генерируется на основе данных об ударных перегрузках и траектории столкновения, которые анализируются с помощью акселерометров и показаний с CAN-шины автомобиля.

Благодаря интеграции с региональными системами «112», координаты происшествия передаются в среднем за 19 секунд — почти вдвое быстрее стандартного звонка. Это серьезно повышает шансы на спасение.

Система также может передавать критически важную информацию: например, была ли активирована подушка безопасности, сколько максимально человек может находиться в салоне, и в каком состоянии автомобиль.

Истории спасения: реальные примеры работы системы

За время существования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» произошло немало самых удивительных историй, когда человеческая жизнь весела буквально на волоске. Вот лишь некоторые из них:

«ЭРА-ГЛОНАСС» спасла водителя, сорвавшегося с 50-метрового обрыва в Сочи

В селе Пластунки под Сочи, где дорога проходит по крутым серпантинам, Lada Vesta вылетела с трассы. Машина с двумя пассажирами сорвалась с 50-метрового обрыва, ударившись о бетонный блок.

Автомобиль после падения с обрыва
Автомобиль Lada Vesta после падения с 50-метрового обрыва в Сочи. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически передала сигнал SOS, что позволило спасателям оперативно найти пострадавших.Источник: АО «ГЛОНАСС»

Сработал автоматический вызов — сигнал мгновенно поступил на пульт «112», и спасатели выдвинулись на точку. Координаты от «ЭРА-ГЛОНАСС» позволили точно определить место аварии — без них в темное время суток и в густых зарослях найти машину было бы почти невозможно.

«ЭРА-ГЛОНАСС» спасла годовалого малыша

Еще один случай — на трассе в Сочи. Автомобиль слетел в овраг и завис на дереве. Внутри оказались две женщины и годовалый ребенок. Сигнал SOS от «ЭРА-ГЛОНАСС» сработал автоматически. Уже через считанные минуты спасатели прибыли и эвакуировали пострадавших.

Спасатели рядом с опрокинутым автомобилем
Спасатели работают на месте ДТП в Сочи, где автомобиль сорвался в овраг. Благодаря мгновенной передаче сигнала от «ЭРА-ГЛОНАСС» пострадавшие, включая годовалого ребенка, были оперативно вызволены.Источник: АО «ГЛОНАСС»

«И даже машина сама взяла трубку, правду тебе говорю!»

Стендап-комик Андрей Бебуришвили рассказал о работе «ЭРА-ГЛОНАСС» при аварии в подкасте у Иды Галич.

Расширение функционала: мониторинг транспорта и технологический суверенитет

Сегодня «ЭРА-ГЛОНАСС» — это не только спасение, но и цифровой онлайн-мониторинг за более чем 500 тысячами единиц транспорта: от автобусов и скорой помощи до лесной техники и беспилотников. Данные в реальном времени поступают в Ространснадзор и более 1000 региональных и муниципальных платформ.

Миллионы пассажиров отслеживают движение транспорта через мобильные приложения, интегрированные с системой.

Карта платформы
Карта платформы мониторинга транспорта на основе «ЭРА-ГЛОНАСС», показывающая данные о движении общественного транспорта.Источник: АО «ГЛОНАСС»

Для усиления цифрового суверенитета создается Федеральная навигационно-информационная система (ФНИС). Уже в 2025 году к ней подключатся 25 регионов, получив доступ к онлайн-контролю за транспортом.

Параллельно АО «ГЛОНАСС» внедряет первую в России спутниковую мобильную сеть, использующую геостационарные спутники. Связь будет доступна даже в труднодоступных районах.

Беспилотные технологии и «Цифровое бесшовное небо России»

На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» в 12 регионах России тестируется система идентификации гражданских дронов. Это часть концепции «Цифровое бесшовное небо России». В перспективе — снятие ограничений на полеты БПЛА в большинстве регионов.

Система передает данные о дронах в пункты контроля воздушного пространства. В Калужской области уже успешно протестирована функция принудительной посадки в запретной зоне.

Идентификация происходит с помощью защищенных трекеров с SIM-картами. Передача информации — в зашифрованном виде через инфраструктуру АО «ГЛОНАСС».

Эти трекеры уже используются в санитарной авиации и при агрообработке полей: более 350 воздушных судов работают в режиме полной цифровой прозрачности.

Успешные применения беспилотников с «ЭРА-ГЛОНАСС»

В минувшем апреле беспилотник в честь достижения хоккеиста Александра Овечкина с помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» нарисовал в небе над Сахалином восьмерку и самую большую клюшку в мире длиной более 2200 метров.

Восьмерка на карте
Трек беспилотника из системы «ЭРА-ГЛОНАСС», изобразившего в небе над Сахалином восьмерку и самую большую клюшку в мире.Источник: АО «ГЛОНАСС»

В марте 2025 года впервые в России был зафиксирован межрегиональный перелет дрона: из Сахалинской области в Хабаровский край. Вся траектория отслеживалась в режиме онлайн.

На Эльбрусе дрон доставил медикаменты и сопровождал туристическую группу, передавая данные о маршруте до высоты 5642 метра.

«ЭРА-ГЛОНАСС» и беспилотные логистические коридоры

С апреля 2025 года к системе начали подключать беспилотные грузовики на трассе М-11 «Нева» и ЦКАД — в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры».

Система собирает данные о пробеге, режимах работы, инцидентах — все в реальном времени. Это позволит централизованно управлять автопарками и контролировать киберугрозы.

Ядро цифрового суверенитета в транспорте

За десять лет «ЭРА-ГЛОНАСС» стала опорой транспортной и технологической инфраструктуры страны. Она ежедневно спасает жизни, обеспечивает прозрачность и создает основу для будущего беспилотного и цифрового транспорта.

Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич подчеркивает: система выходит за рамки аварийного реагирования и становится ядром цифрового суверенитета России в транспортной сфере. Впереди — новые функции, масштабируемость и интеграция с цифровыми решениями будущего.