
В небольшом французском городке Анноне в июне 1783 года произошло событие, которое изменило ход истории. Двое братьев, Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье, потомственные владельцы бумажной фабрики, провели первую публичную демонстрацию полета аэростата — большого шара, наполненного горячим воздухом.
Идея родилась из простого наблюдения: дым и горячий воздух поднимаются вверх. Однажды Жак-Этьенн заметил, как ткань рубашки, развешанная над камином, наполняется теплым воздухом и раздувается. Это стало толчком к созданию первой летающей конструкции.

Аэростат, представленный 4 июня, был сделан из ткани, покрытой бумагой, и обработан специальным составом против огня. Для нагрева использовали костер из соломы и шерсти. Тогда еще не было точного понимания, что именно поднимает шар — братья считали, что дело в дыме. Но на деле работал горячий воздух, расширяющийся при нагревании и становящийся легче окружающего.
На глазах у собравшихся жителей и местных властей шар взмыл в небо. Полет длился около 10 минут и прошел без людей на борту — поначалу братья не рисковали проводить такие эксперименты с участием человека.

Новость быстро распространилась и вскоре дошла до Парижа. Через несколько месяцев, в присутствии королевского двора, в Версале был продемонстрирован полет с животными. А уже осенью того же года состоялся первый полет с человеком.
Этот опыт стал началом нового направления в науке — аэронавтики, науки о полетах на воздушных шарах. Работа братьев Монгольфье также подтолкнула развитие термодинамики, материаловедения и метеорологии. Например, их использование огнеупорных пропиток положило основу будущих технологий создания прочных и безопасных оболочек для аэростатов.

Философы того времени видели в полете символ победы разума над ограничениями. Вольтер даже писал, что шар Монгольфье доказал — небо принадлежит не богам, а тем, кто не боится мыслить.
С тех пор прошло более двух столетий, но принципы, заложенные в том первом полете, живы до сих пор. Современные тепловые шары, участвующие в фестивалях и научных миссиях, — прямые наследники идеи, рожденной в мастерской двух увлеченных людей.
Спустя более ста лет после шара Монгольфье, Россия сделала свой первый самостоятельный шаг в небо — не на горячем воздухе, а с помощью двигателя и смелого инженерного замысла. Как деревянный каркас и рояльная проволока положили начало отечественному авиастроению — об этом вы можете узнать в этой статье.