Космическая город

Архитектор для Луны и Марса: новая профессия эры космической колонизации

Космический архитектор — одна из новых профессий, формирующихся на стыке технологий, дизайна и инженерии. Пока это звучит фантастически, но уже сегодня над созданием комфортабельных пространств для жизни и работы за пределами Земли задумываются не только инженеры, но и архитекторы.
Алексей Баранов
Руководитель Школы Дизайна НИУ МГСУ
Город на Луне
Город на ЛунеИсточник: Recraft

Почему нашей стране нужен такой специалист, как космический архитектор, что он должен уметь, и как можно овладеть этой профессией будущего — разбираемся вместе с руководителем Школы Дизайна НИУ МГСУ Алексеем Барановым.

Что такое профессии будущего?

В период с 2023 по 2027 год технологии преобразят рынок труда, в результате чего возникнет множество новых профессий. Такие выводы представлены в докладе, подготовленном организаторами Всемирного экономического форума после опроса представителей свыше 803 международных компаний общей численностью персонала около 11,3 млн человек.

Профессии будущего, указывают эксперты РАНХиГС, — это специальности, сферы деятельности, появившиеся на стыке нескольких дисциплин или которые появятся в течение 15−20 лет, дополняя или заменяя уже существующие.

К таким как раз относится космическая архитектура, или космический дизайн (в современном контексте, говоря космическая архитектура, мы подразумеваем также дизайн, и наоборот). Хотя профессия пока только формируется, ее востребованность очевидна уже сегодня. По мере развития технологий и увеличения интереса к исследованию космического пространства, на фоне планов по строительству поселений на Луне и Марсе, создания новых кораблей и станций, необходимость в специалистах, занимающихся проектированием космических объектов и пространств, будет только нарастать.

Космическая архитектура
Космическая архитектураИсточник: Recraft

История и современность: от госмонополии к частной инициативе

История космической архитектуры начинается с середины XX века, когда человечество впервые начало задумываться о создании обитаемых объектов за пределами Земли. Но вплоть до недавнего времени эта сфера оставалась преимущественно областью инженерных разработок, где первостепенное внимание уделялось техническим вопросам и научным целям, безопасности и функциональности, областью свободной фантазии и творчества писателей-фантастов (С. Лем, братья Стругацкие). Разработка дизайна и архитектурных решений принадлежала исключительно государственным ведомствам, таким, как NASA или Министерство общего машиностроения СССР (современный наследник — Роскосмос), где дизайну отводилась второстепенная роль.

В советские годы, несмотря на выдающиеся успехи отечественной науки и техники, профессия «космический архитектор» официально отсутствовала. Исторически первым человеком, получившим неофициальный титул космического архитектора, считается Галина Балашова. Работая в закрытом конструкторском бюро Королева, где в 1963 году начались работы по проекту космического корабля «Союз», ей, будучи изначально «классическим» архитектором, предстояло заняться оформлением интерьеров пилотируемых космических аппаратов СССР. Важной задачей стало проектирование внутреннего пространства корабля, включая новый элемент — бытовой отсек («орбитальный модуль»), предназначенный для длительного проживания космонавтов. Балашова создала концепцию жилого отсека, превратив технический ящик с оборудованием в удобный и эстетически привлекательный интерьер. Вместо холодной металлической поверхности она предложила использование мягкой ворсовой ткани, оформление пространственных зон цветами и функциональными элементами, такими как складной столик и компактный санузел. Так возникла первая настоящая концепция внутренней среды космического корабля.

В США одним из таких пионеров был промышленный дизайнер Раймонд Лоуи. В 1960-х годах NASA обратилась к нему с предложением поработать над проектом внутреннего обустройства будущей орбитальной станции Skylab. Одной из ключевых задач было обеспечение комфорта и удобства пребывания астронавтов на борту станции. Для этого Лоуи предложил разделить пространство на индивидуальные зоны отдыха и рабочие места, оснащенные необходимыми системами жизнеобеспечения. Важным аспектом была также разработка удобной мебели и оборудования, приспособленных к условиям микрогравитации.

Отдельно стоить упомянуть российскую космическую станция «Мир», которая стала первой успешной реализацией принципа модульности в строительстве больших космических комплексов. Каждый отдельный блок выполнял определенную функцию: лабораторные исследования, проживание экипажа, энергоснабжение и управление. Дизайн и внутреннее устройство станции сочетало функциональность и заботу о комфорте экипажа.

Город на Марсе
Город на МарсеИсточник: Freepik

Эти идеи впоследствии легли в основу проектирования Международной космической станции (МКС). Станция является одновременно домом для космонавтов, научной лабораторией, медицинским центром и производственной площадкой. Внутренний интерьер продуман так, чтобы удобно разместить многочисленные приборы и инструменты, а также поддерживать нормальную жизнедеятельность экипажа.

Начиная с конца XX века и на фоне роста активности частных компаний в космической сфере роль дизайна при проектировании космических объектов стала возрастать. Дизайн космического аппарата становится столь же значимым фактором успеха, как надежность двигателей или точность навигационных систем.

Сейчас наступил тот момент, когда космическая индустрия переходит от инженерной парадигмы к творческому подходу. Ранее главными приоритетами были надежность, простота конструкции и практичность. С коммерциализацией отрасли и активным развитием космического туризма визуальная привлекательность и удобство выходят на первый план, превращаясь в значимые факторы успеха среди конкурентов.

Сегодня ведущие страны — США и Китай — активно инвестируют в развитие дизайна и архитектуры для космических миссий. Компании все больше заинтересованы в исследованиях и разработках в области дизайна и архитектуры, готовы вкладывать в это значительные суммы.

Наглядный пример — Илон Маск и SpaceX, чья концепция дизайна основана на сочетании простоты, элегантности и функциональности, воплощенных в серых оттенках металла и пластика, подчеркивающих современный характер миссии. Другой пример — британская компания Virgin Galactic, предлагающая клиентам экскурсии в космос на собственных аппаратах. Организация пространства внутри их самолетов New Shepard сочетает в себе высокий комфорт и эмоциональную вовлеченность путешественников. Компания Джеффри Безоса Blue Origin стремится превратить космические путешествия в привычное явление, сосредоточившись на безопасности, комфорте и исключительном опыте клиентов. Все это находит отражение в детальном подходе к каждому аспекту дизайна и конструкции.

Город в космосе
Город в космосеИсточник: Freepik

По мере дальнейшего развития космических услуг интерес к архитектуре и дизайну будет только расти, а вместе с ним и потребность в специалистах. Космическая архитектура — это уже не просто красивая концепция, а вполне практическая необходимость.

От абстрактного к конкретному: что должен знать и уметь космический архитектор?

Космическая архитектура и дизайн — это междисциплинарная деятельность. Это широкий спектр компетенций, начиная от инженерии и заканчивая психологией и искусством проектирования условий проживания и работы в экстремальных средах. Кроме того, это командная и проектная работа, эффективное взаимодействие с инженерами, биологами, космонавтами и психологами.

Профессия сочетает в себе три направления: творческо-проектное, инженерно-техническое и финансово-экономическое. Все эти составляющие необходимо учитывать при подготовке будущего специалиста.

Во-первых, космический архитектор должен изучить основы эргономики и психологии, чтобы создавать благоприятные условия для работы и отдыха космонавтов. Он должен уметь оптимально организовывать жилые и рабочие зоны, создавать эргономичные и функциональные интерьеры, адаптированные к специфике жизни в замкнутых системах. Проектируя космические интерьеры, он должен также помнить о том, какое они оказывают влияние на психическую устойчивостью экипажа, насколько они способствуют минимизации стресса от длительного пребывания в ограниченном пространстве.

Нельзя спроектировать даже какой-либо приусадебный домик или какое-то простое бытовое изделие, тот же стол, если ты не знаешь законов эргономики, материаловедения, не понимая, как человек этим будет пользоваться, как он будет эксплуатировать, как он будет собираться на месте. Космический дизайн требует комплексного подхода, совмещающего инженерные расчеты и художественный замысел.

Производственные здания на Луне
Производственные здания на ЛунеИсточник: Freepik

Поэтому космический архитектор, во-вторых, должен знать основы проектирования зданий и сооружений в космосе. Учитывать такие факторы, как радиационное излучение, колебание температуры от сверхнизких до крайне высоких значений, возможное падание метеоритов. Необходимо также понимать поведение объектов в условиях невесомости и разбираться в высокопрочных материалах.

Любое архитектурное и дизайнерское решение в космосе должно иметь под собой инженерное и техническое обоснование. Нарисовать можно что угодно, но это рисунок, который нас никак не приближает к реализации. Нужны базовые компетенции, позволяющие из этого выстроить какую-то проектную документацию и какой-то набор характеристик, которые ответят на вопрос, возможно ли реализовать эту идею.

Наконец, нельзя забывать и про экономическую составляющую, о необходимости распределять бюджет и ресурсные затраты, находя баланс между качеством и стоимостью проектируемых объектов, поскольку любая дополнительная деталь увеличивает стоимость запуска и эксплуатационные расходы.

Первые космические архитекторы могут появиться уже через 10 лет

Ожидается, что в предстоящее десятилетие спрос на специалистов в области космической архитектуры и дизайна будет только расти. Уже сейчас проводятся конкурсы, например, «Architecture for Space» и «Moon Village Design Challenge», специальные семинары и мастер-классы, позволяющие студентам ознакомиться с особенностями проектирования внеземных объектов. Недавно студенты МГСУ приняли участие в воркшопе, где представили прототип космической кухни-стола. Учащимися была предложена модульная система хранения продуктов, позволяющая оптимизировать использование пространства и обеспечить комфорт космонавтов.

В дальнейшем развитие космической отрасли, расширение исследований дальнего космоса и рост популярности космического туризма потребуют инновационных подходов к созданию комфортных и функциональных пространств. Ближайшие несколько лет понадобятся, чтобы появились отдельные направления, курсы или образовательные программы, а когда это станет обыденностью, и молодежь поймет, что там действительно можно получить полезные и необходимые знания и навыки, то космическая архитектура станет частью образовательных программ университетов. Поэтому через 10 лет мы можем ждать первых профессиональных космических архитекторов и дизайнеров.

Развитая инфраструктура на Марсе
Развитая инфраструктура на МарсеИсточник: www.behance.net

Но уже сейчас для этого есть все предпосылки. Профессия космического архитектора должна проходить апробацию не на творческих вузах, а технических университетах, где дадут правильную оценку по возможности реализации того или иного проекта с учетом существующих материалов и технологий. Уже сейчас научно-исследовательские проекты, реализуемые студентами и преподавателями совместно с крупными индустриальными партнерами (Росатом и РусГидро), позволяют совершенствовать практические навыки студентов, готовя их к решению реальных задач в космической индустрии.

Строительство будущего кампуса мирового уровня к 2035 году только поможет в этом. На территории будут созданы передовые научно-образовательные кластеры, включающие лаборатории аддитивных технологий, роботизации и инновационный технопарк, будет построен инновационный технопарк, который станет площадкой для взаимодействия науки, образования и бизнеса. Это создаст условия для изучения новейших строительных и инженерных методов, необходимых для разработки проектов в условиях открытого космоса, а также для подготовки будущих высококвалифицированных специалистов.