
Что послужило главным толчком к идее совершить прыжок из стратосферы? Была ли это научная цель или личный вызов?
Идея прыжка из стратосферы родилась на Новый год 2022, у нас уже был стартап по производству стратостатов, и мы регулярно запускали беспилотные миссии на высоту 22−30 км. И вот появилась идея сделать первый в истории современной России пилотируемый полет в стратосферу на аппарате, который легче воздуха. Последний в СССР был в 1962 году, а в мире в 2014 году. На тот момент я даже не умел прыгать с парашютом. Идея заключалась в подготовке меня с полного нуля, чтобы продемонстрировать возможности человека. Научная цель появилась позже, когда мы начали разрабатывать второй стартап Stratolink (псевдоспутники, высоколетящие самолеты с размахом крыла 40 метров и высотой полета 16−24 км). Я увидел потенциал для тестов в стратосфере различного оборудования связи и ДЗЗ, но изначально это был чистый вызов самому себе.

Вы прыгаете с высоты, где заканчивается атмосфера. Какие научные эксперименты планируете провести во время свободного падения?
На высоте 13 км, где уже чувствуется разряженная атмосфера, достаточно непросто дышать чистым кислородом, и необходимо подавать его под давлением, я планирую протестировать устойчивость оборудования. Оно собрано из разных частей советского снаряжения от истребителей (высотный костюм, герметичный шлем, системы управления давлением кислорода), а также системы связи и датчиков, разработанные нашей командой для стратостатов и псевдоспутников. Хочу проверить, как они ведут себя при экстремальных температурах и давлении, собирая данные для «умного неба» и мониторинга Арктики. А также я испытаю большое количество современных решений от разных компаний и НИИ, которые помогают мне в осуществлении прыжка. Например, специальные перчатки с подогревом, и термозащитный костюм, который может выдерживать температуры до минус 110 градусов по Цельсию.

Ваши стратостаты — это как мини-космические корабли. Какие неочевидные технологии в них используются?
Стратостаты — это не просто шары. Мы используем легкие композитные материалы для многоразовых платформ, на которых запускаем различную полезную нагрузку, а сам шар производится нами из сверхтонкого полиэтилена и является одноразовым. На высоте 30 км бортовой компьютер в соответствии с полетным заданием активирует систему отстыковки и подрыв шара, чтобы он не улетел в кругосветное путешествие и не создавал проблем воздушным судам при снижении. Неочевидная фишка — особая система видеокамер, которые работают в условиях сильного перегрева и не отключаются. На первых тестах все наши камеры переставали писать на высоте 20 км, потому что атмосферы уже почти нет, и некуда сбрасывать тепло от матриц. Плюс прямой нагрев от Солнца довольно высок. Также у нас есть экспериментальные антенны для связи на границе стратосферы, которые я тестировал в испытательных запусках и в ближайший месяц протестирую на манекене при испытательным запуске перед пилотируемым.

Можно ли использовать стратостаты вместо спутников? Например, для мониторинга климата или связи?
Да, и это моя цель с Stratolink. Стратостаты и псевдоспутники дешевле спутников — их можно запускать за миллионы, а не миллиарды рублей. Они идеальны для мониторинга климата: на высоте 20−30 км они фиксируют данные о температуре, влажности и CO₂ с точностью, недоступной низким орбитам. Для связи они уже работают как HAPS (High Altitude Platform Stations), обеспечивая интернет в удаленных регионах в разных уголках мира, например в Кении. Мы хотим оказывать такие же услуги, например, в Арктике и в других частях нашей страны. Спутники крутятся на орбите, а стратостаты и псевдоспутники зависают над одной точкой — это их преимущество. Плюс за счет многоразовости можно сильно экономить на комплектующих самого спутника, так как он является обслуживаемым, ну и, конечно, задержка сигнала будет самой низкой на рынке, так как мы летаем ниже всех спутников.
Если бы Вам дали неограниченный бюджет на один эксперимент в стратосфере — что бы Вы проверили в первую очередь?
Я бы запустил человека (себя) в мезосферу на высоту 50 км и попытался сделать оттуда прыжок с парашютной системой специального назначения. Это было бы полезно для отработки технологий эвакуации экипажей космических кораблей с огромных высот.

Когда-нибудь стратосферные прыжки станут туристическими? Что для этого нужно?
Точно нет. Некоторые компании в мире пытаются организовать космический туризм в стратосферу, но там концепция поднять людей в герметичной гондоле и в ней же их приводнить. Прыжки из стратосферы — это очень рискованное занятие по сей день; если взять всех, кто когда-либо пытался прыгнуть из стратосферы, погибли 30% от общего числа, это огромное количество. Например, в КК Союз МС шанс аварии менее 0,01%, и даже туда туристы проходят серьезный отбор. Прыжки из стратосферы — это намного более опасный вид деятельности, чем быть космонавтом. Плюс каждый прыжок — это целая космическая программа, которая стоит невероятно дорого и по сути является одноразовым событием.

Может ли обычный человек стать стратонавтом, как к этому подготовиться?
Может. И именно это я и хочу продемонстрировать. В начале пути я не знал даже, что такое прыжок с парашютом в тандеме (а это самый простой и безопасный способ попробовать небо обычному человеку). Для 13 км нужно минимум 200 прыжков, физическая форма (бег, силовые), ментальная устойчивость и доступ к оборудованию, которого нет у всех. Начать нужно с тандемного прыжка, затем курс AFF (ускоренное свободное падение), далее вместо красивых и артистичных видов спорта в парашютной среде (вроде фрифлай или групповая акробатика) я сконцентрировался на так называемой СППК (специальная парашютная подготовка космонавтов). В ее рамках необходимо делать такие странные вещи, как выход из самолета на высоте 4 км и решение задачки на логику в свободном падении до того, как раскроется парашют. Это проверяет и закаляет твою способность трезво мыслить в опасной ситуации, в нашем деле паника, скорее всего, тебя убьет. Выполнял прыжки с намеренным введением тела в беспорядочное падение, из которого необходимо выйти и стабилизироваться. Еще одно упражнение — это прыжок с намеренно неверно уложенным куполом, который откажет на раскрытии, необходимо произвести его отцепку и открыть запасной. Трюк выполняется с еще одним дополнительным запасным парашютом, как у испытателей. Как понимаете, весь этот спектр задач отличается от веселого скайдайвинга, где на юбилейный 100-й прыжок вы собираетесь в небе с друзьями единомышленниками и собираете формацию. Свой сотый прыжок я совершил с вертолета в ночное время суток на парашюте, предназначенном для приземления на точность. В какой-то мере это даже немного грустно, но это путь, и его надо пройти ради большой цели. В начале, кстати, я очень боялся высоты, и первые 10 прыжков у меня тряслись ноги от страха каждый раз, когда самолет поднимался в воздух. Спустя 150 прыжков я все еще немного боюсь, и это нормально, просто теперь я знаю, что делаю.
Что главное, чему научил Вас собственный путь в профессиональном росте?
Нет невыполнимых задач, если вы готовы системно работать для своей цели хотя бы 5 лет. Это относится и к таким сверхсложным проектам как запуск человека в стратосферу, так и к бизнесу и к жизни.
Николас, спасибо. Удачи Вам!
Благодарю! После прыжка сделаем еще одно интервью (смеется).