
Российский научный фонд (РНФ) продолжает представлять проект о династиях, для которых формулы, гипотезы и эксперименты стали частью семейного кода. Портал Наука Mail выступает информационным партнером проекта. Подробнее — в материале серии.
Устойчивое соединение: как метафора стала практикой
В органической химии устойчивость — это способность соединения сохранять структуру в заданных условиях. Для династии Аксеновых из Ставрополя этот термин вышел за пределы лаборатории и стал образом жизни. Родственные и профессиональные связи семьи складывались как «прочная молекула»: узлы доверия, цепочки опыта, функциональные группы навыков — все это сформировало на Северном Кавказе живую школу органического синтеза. Здесь научные идеи рифмуются с семейными привычками, а лаборатория — не только место эксперимента, но и пространство памяти.

История семьи начинается с Веры Игнатьевны Аксеновой (1940–2012) — матери Александра Викторовича. В 1976 году она защитила диссертацию и стала кандидатом педагогических наук. Работала в Ставропольском педагогическом институте, прошла путь от ассистента до доцента, затем — доцент Ставропольского краевого института развития образования. Ее профессиональная траектория задала вектор: наука как область личной ответственности и как способ воспитания. «Именно она привила своим детям — мне и моим двум братьям — любовь к науке», — вспоминает Александр Викторович. При этом дети разошлись по разным дисциплинам: старший брат Вадим — филология и языки, служба в торгпредстве и позже в спецназе Главного разведуправления; младший — архитектура; средний, Александр, выбрал химию.

Отец Александра, Виктор Николаевич Аксенов (1939–2009), — инженер, директор карьероуправления, атаман города Ставрополя. Его жизненный принцип — власть как ответственность — позднее станет для сына моделью руководства кафедрой и факультетом: «Пойми, Саша, под твоим руководством люди — ты за них отвечаешь». Этот же урок проявится в лабораторной этике: дисциплина, поддержка, разбор полетов.
Книга, которая изменила выбор
Детство Александра прошло в атмосфере чтения: отец приносил художественную литературу. Однако интерес к науке оформился не сразу: до седьмого класса Александр мечтал быть водителем троллейбуса. Поворот случился в отделе научной литературы Дома книги, когда в руки попал второй том Робертса и Касерио «Основы органической химии».

Увидел шаростержневые модели. Они показались такими красивыми… Потратил все карманные деньги, пытался читать — почти ничего не понял. Захотелось разобраться, что же там написано. Так все и началось.
В четырнадцать он начинает собирать пособия, сдает макулатуру, находит учебник Игоря Грандберга и «запоем» прочитывает — позже знакомится с автором лично. Все это время семья поддерживал начинания Александра. «Мама никогда не навязывала мнение», — вспоминает он. Тот же принцип Александр позже перенесет в собственное отцовство:
Неудачи тоже становятся поворотными: два провала на вступительном сочинении в МГУ (с 12 и 16 ошибками) — и затем поступление в РХТУ им. Д. И. Менделеева, где как раз таки и сложится связка «наука + семья»: здесь Александр встретит будущую супругу — Инну Валерьевну (в девичестве Яворскую).
Общежитие вместо яслей: лабораторный быт и рождение семейной химии
С рождением первого сына Николая бытовая сцена и научная рутина соединяются буквально. Александр вспоминает: «Он рос в общежитии РХТУ, его игрушками были старые мерные цилиндры, пипетки, холодильники. Когда ему было шесть лет, он по субботам стал проситься со мной на работу: мыл лабораторную посуду, играл с чашками, ему это очень нравилось.
Наряду со всем этим — гитара, бальные танцы, рисование, первые опыты в программировании и дизайне. Николай прекрасно рисует и сейчас. Александр ничего не запрещал, но не забывал напоминать: нужно найти основное дело — и сын вспоминает про химию

Младший сын, Дмитрий, по воспоминания отца, долго выбирает между физикой и химией, подает документы на оба направления после сдачи ЕГЭ, и в конечном счете поступает на химический факультет.
С детства сыновья помогают друг другу, присутствует и конкуренция. Но фундамент остается прежним: интерес, самостоятельность, внутренняя мотивация. Кстати говоря, Николай стал самым молодым доктором химических наук в России, защитив диссертацию в 30 лет.
Мы — семья: профессиональная траектория Инны Валерьевны
Инна Валерьевна отмечает: в ее родне ученых не было — интерес к науке возник «как внутренний отклик» в десятом классе. Решение с подругой поступать в МХТИ/РХТУ стало «судьбоносным». Познакомившись с Александром на вручении студбилетов, они через несколько вместе пишут диплом. Инне Валерьевне пришлось взять академ из-за подготовки к родам, но после вернулась и успешно защитилась.

Это научило совмещать роли исследователя, жены, матери.
В научном плане ее вектор — разработка новых синтетических методов, поиск веществ с высокой биологической активностью, органические люминофоры, супрамолекулярные объекты, изучение факторов регио- и стереоселективности. Сегодня при поддержке РНФ Инна Аксенова она работает над «зеленой» методикой использования ацетиленов: мягкий гидролиз тройной связи фосфорными кислотами и каскадные превращения для получения разнообразных гетероциклических структур.
Стеклодувные работы в семь лет: взгляд Николая Александровича
Николай называет ключом к мотивации возможность «сделать руками»: вытянуть капилляр, выдуть маленькую колбу, «спаять стеклянный цветок». Его тезис — показывать детям, что они «могут менять мир вокруг, пусть по чуть-чуть». Он критически относится к «развлекательным» кружкам, где результат дается слишком быстро. Наставник, по его мнению, должен направлять и вмешиваться изредка.
Николай видел, как родители фактически создавали органическую химию в Ставрополе с нуля: из этого вырос химический факультет, множество направлений, лабораторная культура. Дедушки и бабушки — инженеры и преподаватели — добавили уважение к ручному труду. Школьные увлечения — программирование, 3D-графика, математика, физика никогда не мешали друг другу и постоянно двигали вперед.

Будучи школьником мечтал стать инженером. Тогда химия для него была довольно абстрактной и не очень понятной наукой. Все изменилось, когда Николай увидел, что опыты можно делать дома из имеющейся бытовой химии и удобрений. С этого момента началась настоящая любовь:
Сегодня в рамках проекта РНФ Николай ведет направление по 3-цианокетонам. В 2024 году команда ввела фосфорорганические соединения, получив «ранее неизвестные хиральные производные» и «мост в органокатализ». Основное направление поисковых работ направлено на борьбу с онкологическими заболеваниями.
Продолжение династии — «сложный моральный вызов»: «С одной стороны — обязан двигаться дальше. С другой — ответственность, которая давит». Но формула родительского примера — целеустремленность и отсутствие границ возможностей — работает: «Некоторые вещи казались невозможными, если не абсурдными. Время показало — это были правильные проекты», — отмечает Николай.
«Фонтанчики» и первая конференция: траектория Дмитрия Александровича
Дмитрий вспоминает детские эксперименты — от «фонтанчиков» (реакций, которые приводят к образованию струи жидкости) и искусственной крови до пороха для петард. Подаренная энциклопедия по химии с множеством описанных опытов стала стартовым набором. В университетские же годы больше всего запомнилось участие в первой конференции:
Я был первокурсником, поехал помогать с организацией. Многие выступления были непонятны, но доклады были настолько вдохновляющими, что захотелось достичь того же уровня ученых.

Научная линия Дмитрия — реакционная способность гетероциклических соединений, новые методы их синтеза, поиск высокоактивных молекул и эффективных «билдинг-блоков» для сборки более сложных структур. Сегодня Дмитрий кандидат наук, и доцент кафедры.
Переезд в Ставрополь: с нуля к школе
«Переехали — стало сложнее. Все пришлось начинать с нуля», — говорит Александр Викторович. Начинается долгий процесс выстраивания школы органической химии. Сначала жена, потом дети — семейное плечо становится ключевым ресурсом. Характерный эпизод: за день до своей свадьбы Николай допоздна дописывает статью, чтобы отчитаться по гранту.

Работа на фармкомпании продолжалась, но в Ставрополе Александр старался не распространяться о таких возможностях. Ученый вспоминает, что в Москве это затягивало — люди получали относительно легкие для химика деньги и забрасывали науку. А для Александра был важен баланс. Так, иногда приходилось буквально вытаскивать людей: приглашать специалистов со всего бывшего Союза, возвращать в науку тех, кто ушел в банки и другие сферы. Так в команду вернулся Игорь Гришин, одногруппник Александра: он оставил должность главного бухгалтера вернулся в лабораторию.
Школа и ее принципы
Александр Викторович формирует команду по крупицам: возвращает людей из зарубежных центров — из Техаса, из Оксфорда — и отправляет своих на стажировки. Некоторые остались за границей, но ядро школы растет. «В десятку лучших школ мы точно входим, по ощущениям — и в пятерку», — говорит он. Оценка подтверждается практикой: приглашения на пленарные и приглашенные доклады, особенно по органической химии; активные выступления Николая, особенно на молодежных площадках.

В 2009 году Аксеновы впервые проводят крупную конференцию на Северном Кавказе — по гетероциклам. Тогда возникла идея: собрать выдающихся выпускников, не только из Ставрополя, но из России — тех, кто добился серьезных результатов и может выступать на русском языке. В числе участников — Валерий Фокин (клик-химия, Нобелевскую премию за которую в 2022 году получил его научный руководитель Барри Шарплесс).
В 2016-м Аксеновы проводят крупную конференцию в Донецке (которая совпала с 50-летием Александра Викторовича): 32 страны, 350 человек, делегации из 40 университетов. Практика обязательных лекций для студентов и молодых сотрудников закрепляется.
Результат кропотливой работы — люди приезжают в Ставрополь учиться и работать из разных регионов из-за школы. Среди учеников — шесть докторов, тридцать два кандидата. Для Александра важны и первые публикации, и новые направления сыновей.

Еще одно сильное достижение в рамках совместного проекта — синтез тропонов — устойчивых соединений.
До нас подходов не существовало. Американские коллеги проверили активность — результаты отличные. Все это сделано за последние три года, чем я очень горжусь.
Каждому — свой маршрут: роли и зоны ответственности
Семейные узы не равны одной лаборатории на всех: это совокупность самостоятельных линий. Сегодня Инна Аксенова, при поддержке РНФ, продолжает работать в русле научной школы органической химии, основанной Александром Викторовичем. Их общее направление — разработка новых методологий селективного синтеза сложных молекулярных структур. У него свое самостоятельное направление.
Внуки Инны и Александра Аксеновых пока не выбрали будущую профессию. У Николая есть приемный сын, который увлекся наукой. Он выращивает кристаллы, проводит небольшие опыты, но станет ли он химиком пока неизвестно.

Семейная педагогика науки строится на простых, но твердых установках. «Если не пытаться делать эксперименты, то настоящим химиком не стать». Ведь первый кристалл, выращенный в детстве во время опытов, запоминается на всю жизнь.
Александр вспоминает, своим маленьким детям разрешал только мыть лабораторную посуду после простых реакций. Он не одобрял опасных опытов на кухне, но как ученый прекрасно понимал. Не обходилось и без бытовой иронии. Александр шутит: «Рецепт создания научной династии прост — женитесь на однокурснице». А следом говорит уже серьезно: «Органическая химия — как девушка: если относиться искренне, с уважением и любовью, она откликнется; если пытаться обмануть — будет взрывная реакция».
Формула устойчивости: зачем школе быть открытой
Семья Аксеновых — катализатор ведущей школы органической химии на Северном Кавказе. Школа держится на людях и на открытости. Лекции, стажировки, диссертационные советы, крупные конференции — это не «внешние знаки», а механизмы поддержания уровня.
И наконец — семейная перспектива. Пусть еще не все члены семьи выбрали свой профессиональный путь в силу возраста или раздумий, но можно определенно сказать, что гены важны, но без нужной атмосферы и личного опыта ничего не будет. А атмосфера — это и есть повседневная лаборатория, где устойчивость соединения означает способность сохранять форму при внешних возмущениях.

Династия Аксеновых держится на простой формуле: любовь к науке, помноженная на честный труд. От педагогической основы Веры Игнатьевны и инженерной ответственности Виктора Николаевича — к органическому синтезу Александра и Инны; от стеклодувных опытов семилетнего Николая — к его проектам по 3-цианокетонам и азатропонам; от «фонтанчиков» Дмитрия — к разработке новых методов получения гетероциклов. И пока в лаборатории горит свет, а в шкафу хранится вещество Чичибабина, устойчивая молекула этой семьи продолжает собирать новые связи — с тем же уважением к науке, которое когда-то стало домашним правилом.
Ранее мы рассказывали историю семьи Кубаревых.

