
История орбитальных станций началась в 1971 году с запуска советской станции «Салют-1» и продолжается сегодня на бортах Международной космической станции (МКС) и китайской «Тяньгун». В статье прослеживаем эволюцию этих сложных технических комплексов — от первых одиночных модулей до многокомпонентных международных комплексов.
«Салют-1» (СССР, 1971)
Первую в мире орбитальную станцию «Салют-1» вывели на орбиту 19 апреля 1971 года. Ее создание стало результатом соревнования между СССР и США в космической гонке и решением внутренних политических задач — празднования 100-летия со дня рождения Ленина и XXIV съезда КПСС.
Станцию разработало Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) под руководством Сергея Королева и Константина Феоктистова. Она базировалась на конструкции корабля «Союз», что позволило ускорить разработку.

«Салют-1» имел цилиндрическую форму, три отсека и один стыковочный узел. Системы регенерации кислорода и терморегуляции поддерживали земную атмосферу. Однако миссия оказалась трагической: экипаж «Союза-11» — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — успешно проработал на станции 22 дня, но погиб при возвращении из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Это событие привело к пересмотру требований к безопасности: впредь космонавты летали в скафандрах, а экипажи «Союзов» сократились с трех до двух человек.
«Скайлэб» (США, 1973)
США ответили на «Салют» станцией «Скайлэб», которую запустили в 1973 году на ракете «Сатурн-5». Это был самый крупный и вместительный (352 м³) орбитальный комплекс своего времени. Однако сразу после запуска он получил повреждения: оторвалась солнечная батарея, и станция перегрелась. Экипаж первой экспедиции провел ремонт, установив «зонтик»-теплоэкран.

За 24 недели три американских экипажа провели сотни экспериментов, включая первые в истории наблюдения Солнца в ультрафиолете и рентгеновском диапазоне. Но после завершения полетов у США не было средств выведения новых станций — «Сатурн-5» сняли с производства. «Скайлэб» сошел с орбиты в 1979 году, частично разрушившись над Австралией.
«Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5» (СССР, 1973–1976)
Параллельно с гражданской программой «Долговременная орбитальная станция» (ДОС) в СССР развивалась военная программа «Алмаз» под руководством Владимира Челомея. Ее станции — «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5» — внешне напоминали «Салют-1», но имели принципиальные отличия: мощную оптико-электронную разведывательную аппаратуру и даже авиационный пулемет (на «Салюте-3») — единственное известное оружие, испытанное в космосе.

«Салют-2» вышел на орбиту в 1973 году, но вскоре разгерметизировался и прекратил существование. «Салют-3» (1974) стал первой успешной военной станцией: экипаж Павла Поповича и Юрия Артюхина провел на ней 15 дней, выполнив программу фототелевизионной разведки. «Салют-5» (1976) проработал более года, но миссия «Союз-21» была досрочно прервана из-за ухудшения самочувствия космонавта Жолобова — возможно, из-за загрязнения атмосферы станции.
По программе гражданских пилотируемых станций СССР «Долговременная орбитальная станция» (ДОС) в 1974 году на орбиту также была выведена станция «Салют-4». Она закончила свою работу 3 февраля 1977 года.
«Салют-6» (СССР, 1977)
Прорыв произошел с запуском «Салюта-6» в 1977 году. Это была первая станция второго поколения, оснащенная двумя стыковочными узлами. Это позволило одновременно принимать пилотируемый корабль и грузовик «Прогресс» — новую разработку, способную доставлять топливо, воду, еду и научное оборудование, а также утилизировать отходы.

«Салют-6» проработал почти пять лет, на нем побывали 16 экспедиций. Первые международные миссии в рамках программы «Интеркосмос»: космонавты из Чехословакии, Польши, ГДР, Венгрии, Вьетнама, Кубы и Монголии. Продолжительность полетов достигала 185 суток.
«Салют-7» (СССР, 1982)
«Салют-7» (1982) стал логическим продолжением: улучшенные бытовые условия, более мощные солнечные батареи. Но главным событием его истории стала операция по «оживлению» в 1985 году. После полугода безэкипажного полета станция вышла из-под контроля: замерзла и обесточилась. К ней вручную состыковались Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Космонавты восстановили системы жизнеобеспечения и вернули станцию к работе — подвиг, который стал основой для художественного фильма «Салют-7».

В 1986 году на орбиту вышел базовый блок станции «Мир» — первой в мире многомодульной орбитальной станции. За 10 лет к нему пристыковали шесть специализированных модулей: астрофизические «Квант» и «Квант-2», технологический «Кристалл», оптический «Спектр», исследовательский «Природа» и стыковочный для шаттлов. «Мир» стал настоящим космическим городом с объемом 376 м³, способным принимать до шести человек на долговременной основе.
Станция проработала 15 лет — втрое дольше расчетного срока. На ней были установлены рекорды длительности полетов: Валерий Поляков провел в космосе 437 суток. «Мир» стал площадкой для международного сотрудничества: в рамках программы «Мир–Шаттл» к нему 9 раз прилетали американские шаттлы, доставляя астронавтов и оборудование.
Орбитальный комплекс «Союз ТМ-26» — «Мир» — «Прогресс М-37»: в правой нижней части находится поврежденный модуль «Спектр» (модуль «Спектр»)
К концу 1990-х станция износилась: частые отказы систем, пожар в 1997 году, столкновение с грузовиком «Прогресс», повредившее модуль «Спектр». В 2001 году «Мир» был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане. Его наследие — опыт модульной сборки, который лег в основу МКС.
МКС (Россия, 1990-е)
Идея МКС родилась в 1990-е как символ окончания холодной войны. В проекте участвовали США, Россия, Европа, Япония, Канада и другие страны. Первый модуль — российская «Заря» — был запущен в 1998 году. А первая долговременная экспедиция с тремя космонавтами началась в 2000-м. С тех пор станция постоянно обитаема — более 25 лет без перерыва.

МКС объединила лучшие достижения: российские модули обеспечивают жизнеобеспечение и маневрирование, американские — научные лаборатории, европейский «Колумбус» и японский «Кибо» — специализированные исследования. Станция стала крупнейшим международным научным проектом в истории, где проводятся эксперименты по биологии, физике, медицине, наблюдению Земли и испытанию технологий для полетов к Луне и Марсу.
«Тяньгун» (Китай, 2000-е)
Китай, не имея доступа к МКС по политическим причинам, начал собственную программу. В 2011 и 2016 годах китайские ученые запустили экспериментальные станции «Тяньгун-1» и «Тяньгун-2» — для отработки стыковки и жизнеобеспечения. В 2021 году стартовало строительство орбитального комплекса «Тяньгун», состоящего из трех модулей: «Тяньхэ» (базовый), «Вэньтянь» и «Мэнтянь» (лабораторные).

«Тяньгун» полностью автономен: он оснащен роботизированными манипуляторами, системой полной регенерации воды и стыковочными узлами типа АПАС (андрогинно-периферийный агрегат стыковки) российской разработки. С 2021 года на нем постоянно работают экипажи по три тайконавта. В будущем планируется пристыковать к комплексу космический телескоп «Сюньтянь» и, возможно, еще три модуля.

Орбитальные станции прошли путь от экспериментальных модулей до сложных международных комплексов. Они доказали возможность длительного пребывания человека в космосе, дали уникальные научные данные и стали мостом между нациями. Сегодня МКС и «Тяньгун» продолжают эту миссию, а в будущем человечество, вероятно, создаст станции на окололунной орбите и даже на Марсе. Но все началось с «Салюта» — первого космического дома, где человек впервые почувствовал себя не гостем, а жителем Вселенной. Следующий ожидаемый прорыв — Российская орбитальная станция (РОС), разработку которой в данный момент ведет РКК «Энергия».
Ранее Наука Mail писала о Николае Каманине, который стал крестным отцом космонавтики.


