Анимационная компания «ЯРКО»

Инструмент будущего: как анимация меняет завтрашний день

Как мультфильмы могут помочь ученым и сформировать технологии будущего? Анимация — это не просто развлечение, а язык визуальных метафор, способный дать толчок научному мышлению. Через футуристические образы можно вдохновить новое поколение на занятия наукой и даже стимулировать разработку нового программного обеспечения.
Генеральный директор и генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО»
Собака и дракон в стиле мультика
Вдохновение через образ: анимационные метафоры, которые помогают ученым по-новому взглянуть на задачуИсточник: Пресс-служба анимационной компании «ЯРКО»
Альбина Мухаметзянова — генпродюсер и гендиректор анимационной компании «ЯРКО». Специализируется на создании анимационного контента для детей и подростков. Сфера экспертизы — роль анимации в популяризации науки и профориентации. Входит в состав жюри Международной литературной премии в области научной фантастики «История Будущего».

В 1968 году вышла книга Кира Булычева «Сто лет тому вперед», где были описаны плоские экраны и портативные устройства для связи — привычные нам смартфоны и планшеты. Этот пример показывает, как фантастические образы становятся «дорожной картой» для реальных технологий. В «Ста летах тому вперед» Кир Булычев описал голографические письма и портативные электронные устройства. По сути, он дал точную проекцию развития наших смартфонов и планшетов.

Можно сказать, что прообраз биомедицинских технологий был заложен в произведении «Человек-амфибия» Александра Беляева. Идея адаптации человека к новой среде через хирургию сегодня воплощается в разговорах о генной инженерии и искусственных жабрах. Беляев описал этический вызов, который сейчас стоит перед наукой.

Сегодня анимация подхватила эстафету, превратившись в мощный инструмент визуализации сложных научных концепций. Рисованные миры помогают ученым и создают будущее. Анимация — это «мозговой штурм» в формате полнометражного фильма.

Анимация мультика в 3D
Анимация как визуальный эксперимент: как мультфильмы моделируют технологии будущегоИсточник: Unsplash

Как аниматоры бросают вызов ученым

Ученые годами работают с формулами и уравнениями. Когда их концепция «оживает» на экране — например, путешествие через червоточину, это может запустить новые ассоциации. Ведь мы, аниматоры, не просто иллюстрируем гипотезы, а даем им эмоциональную объемность. Это заставляет исследователя задуматься: «А что, если попробовать вот так?». Он видит свою идею в динамике и замечает то, что ускользало от него при работе с графиками.

А еще, что самое важное, мы закладываем «семена будущего» в сознание детей.
Молодой человек сидит за компьютером с двумя мониторами
Анимация в науке: инструмент, который не просто объясняет, а рождает новые гипотезыИсточник: Пресс-служба анимационной компании «ЯРКО»

Многие инженеры признаются, что выбрали путь под влиянием научно-фантастической литературы или футуристических мультфильмов. Наша задача — не просто развлекать, а закладывать «семена будущего». Когда ребенок видит космический корабль или сцену освоения планеты, он примеряет роль создателя. Через анимацию мы можем вплетать в истории научное мировоззрение: любопытство и уважение к знанию. Наша цель — чтобы после просмотра у ребенка возникло желание открыть учебник физики, обсудить открытия с родителями, а не просто поиграть в игрушку.

Анимационная студия — это «полигон» для новых IT-решений

Мы не просто пользователи софта, мы самый настоящий «полигон» для новых технологий. Наши художники постоянно сталкиваются с задачами, для которых бывает, что нет готовых решений. Например, симуляция нового типа материалов или поведения толпы в кадре. Мы формируем техническое задание для будущих IT-разработок. Получается, что наша индустрия служит креативным вызовом, а технологические компании дают нам инструменты, которые открывают новые творческие возможности.

Собака и дракон в стиле мультика
От экрана к реальности: как анимационные идеи стимулируют создание нового программного обеспеченияИсточник: Пресс-служба анимационной компании «ЯРКО»

Ответственность за образ завтрашнего дня

Формировать образ будущего в головах миллионов — огромная ответственность. Мы не можем нести деструктивный посыл. Ведь анимация в том числе участвует в формировании культурного кода. Важно показывать красоту научного поиска, потенциал человека к созиданию. Пробуждать в молодых людях интерес к исследованию этого мира. Ведь многие исследования и психологи говорят о том, что большинство опросов показывает — люди разучились мечтать. Мечтать глобально, выходя за горизонт пятидесяти и больше лет. Важно понимать, что любые технологии, даже ИИ — это лишь инструмент, а в каком будущем мы окажемся, зависит от нашего выбора, от нас самих.

Ранее мы рассказывали историю «Монополии» — игры, которая показала, как работают власть и деньги.