
Ключ к решению кадровой проблемы — сотрудничество между образовательными учреждениями и предприятиями индустрии. Совместные проекты, стажировки и практические занятия позволяют студентам получить реальный опыт работы с композитными материалами и оборудованием, а предприятиям — оценить потенциальных сотрудников и внести свой вклад в формирование их компетенций. Не менее важная роль отводится активному развитию системы наставничества, где опытные специалисты передают свои знания и навыки молодому поколению.
Привлекательность индустрии
Помимо образовательных инициатив, необходимо повышать привлекательность индустрии композитных материалов для молодых специалистов. Это включает в себя создание достойных условий труда, конкурентоспособной заработной платы и возможностей для профессионального роста. Нужно информировать потенциальных сотрудников о перспективах развития индустрии, ее инновационном характере и вкладе в создание передовых технологий.
Не стоит забывать и о роли международного сотрудничества. Обмен опытом и знаниями с зарубежными партнерами позволяет перенимать лучшие практики в области подготовки специалистов и внедрять их в отечественные системы образования и производства. Участие в международных конференциях и выставках также способствует повышению квалификации и расширению кругозора специалистов.

Кадровый голод
Перспективы развития индустрии композитов в России связаны с дальнейшим расширением областей применения композитных материалов, разработкой новых типов композитов с улучшенными характеристиками и развитием технологий их производства и переработки. Ожидается, что в ближайшие годы спрос на композитные материалы в России будет расти, что будет способствовать дальнейшему развитию отрасли и укреплению позиций России на мировом рынке композитов.
Но есть и серьезные вызовы, которые еще только предстоит решить. Кадровый вопрос в композитной отрасли — один из самых острых.
Это очень актуальная задача, потому что отрасль фактически создается с нуля, и, конечно, мы все это время испытываем кадровый голод, поэтому уже несколько лет системно ведем работу по образованию с малых лет. На самом деле, стартовали мы сначала с создания трех инжиниринговых образовательных центров в Казани, Ульяновске и Сочи, которые нацелены прежде всего на студентов технических вузов, с направленностью на композиционные материалы, в целом современные передовые материалы.

Далее перешли к этапу школьников и, в частности, наш научно-образовательный центр в Сириусе, Сочи уже нацелен на школьников старших классов, которые проходят практическое обучение, поскольку мы по сути в этих центрах создаем мини-производство, где ребята сами проектируют конечные изделия на компьютерах, далее делают их макеты, изготавливают, инфузят, запекают в печах, механически обрабатывают и получают конечный результат. Здесь у нас две задачи. Во-первых, мы, естественно, хотим обучить ребят и привлечь их к нам дальше в ряды наших предприятий и предприятий других композитчиков страны. А во-вторых, мы очень надеемся, что свежий взгляд на современный мир породит новые продукты, о которых мы даже сегодня не задумывались, которые придут на наши производственные площадки, и, соответственно, мы сможем какие-то совершенно новые истории, новые изделия производить к радости наших потребителей.