
В статье расскажем о том, что такое выхлопные газы, как они воздействуют на окружающую среду и здоровье человека. Разберемся, что можно сделать, чтобы сократить их количество.
Что такое выхлопные газы
Выхлопные газы — это газообразные соединения, возникающие в процессе работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств.
Основные компоненты
Состав выхлопных газов зависит от типа двигателя, качества топлива и условий работы. Однако есть компоненты, которые присутствуют в большинстве случаев.
1. Углекислый газ (CO₂) — главный продукт полного сгорания топлива.
2. Угарный газ (CO) — токсичный газ без цвета и запаха. Он образуется при неполном сгорании топлива.
3. Оксиды азота возникают в результате взаимодействия азота и кислорода при высоких температурах в ДВС.
4. Двуокись серы (SO₂) — в высоких концентрациях токсичное соединение.
4. Углеводороды (CхHу) — несгоревшие частицы топлива, опасные для дыхательной системы и органов зрения.
5. Сажа — микроскопические частицы, которые могут оседать в легких.
6. 3,4-бензпирен — канцероген, провоцирующий серьезные заболевания.
7. PM — комбинация мелких твердых частиц, таких как пыль, зола, сажа и дым, а также соединений как минерального, так и органического происхождения.
Чем отличаются выхлопы бензиновых и дизельных двигателей
Дизельные двигатели работают при более высокой температуре и давлении, что способствует более полному сгоранию топлива. В результате это приводит к меньшему образованию продуктов неполного сгорания по сравнению с бензиновыми моторами. Выхлопы бензиновых двигателей содержат больше углеводородов и угарного газа, в то время как дизельные выбрасывают оксиды азота и твердые частицы (сажу).
Влияние загрязнения атмосферы выхлопными газами на окружающую среду

Выхлопные газы попадают в атмосферу, способствуют загрязнению воздуха, образованию смога. Влияют на состояние здоровья человека и окружающую среду. Объясняем, как именно это происходит.
1. Парниковый эффект и изменение климата
CO₂ является главным парниковым газом. Его накопление в атмосфере усиливает глобальное потепление, что приводит к таянию ледников, увеличению уровня моря и аномальным погодным явлениям. Средняя глобальная температура неумолимо растет, и Всемирная метеорологическая организация сообщила, что 2024 год стал самым теплым в истории наблюдений.
2. Кислотные дожди
Оксиды азота и диоксиды серы поднимаются в атмосферу и реагируют с водой, образуя азотную и серную кислоты. Кислотные осадки повреждают леса, водоемы и другие экосистемы.
3. Фотохимический смог
При воздействии солнечного света оксиды азота и углеводороды преобразуются в озон (O₃) близко к поверхности Земли. Это создает смог, который состоит из различных загрязняющих веществ, действующих синергически и образующих при взаимодействии более токсичные соединения. Смог может вызывать такие симптомы, как одышка, головная боль, ощущение першения в горле и кашель.
4. Ухудшение качества почвы и воды

Помимо газообразных веществ, выхлопы содержат твердые частицы — сажу, микрочастицы металлов (например, свинца, кадмия, меди), а также остатки моторного масла и продуктов неполного сгорания топлива. Эти загрязнители оседают на поверхности почвы, проникают в верхние слои грунта и смываются в водоемы во время дождей.
Тяжелые металлы угнетают жизнедеятельность микроорганизмов, нарушают процессы разложения органики и усвоения питательных веществ, отчего почва теряет плодородие. Подземные воды загрязняются через инфильтрацию. Водные организмы страдают от токсического воздействия.
5. Разрушение озонового слоя
Выбросы хлорфторуглеродов и других газов приводит к появлению озоновых дыр. Под воздействием ультрафиолета они высвобождают атомы хлора, способные разрушать молекулы озона.
Как выбросы выхлопных газов влияют на здоровье человека
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха — фактор преждевременной смерти 6,7 млн человек в год.
Ученые провели исследование, в котором выявили, что даже кратковременное воздействие выхлопов дизельных двигателей негативно влияет на мозг, ухудшая его когнитивные функции.
Болезни дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы
Выбросы содержат множество вредных веществ, включая оксиды азота, углеводороды, диоксид серы и сажевые частицы. Эти компоненты способны вызывать воспаление дыхательных путей, усугублять проявления астмы, обострять хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ) и способствовать развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Онкологические заболевания
Некоторые компоненты выхлопных газов, например, 3,4-бензпирен и формальдегид, являются канцерогенами. Продолжительное воздействие этих веществ увеличивает риск развития различных видов рака.
Влияние на нервную систему
Загрязнение воздуха может оказывать негативное влияние на нервную систему. Исследования показывают, что люди, живущие в условиях сильного загрязнения, чаще страдают от депрессии и тревожных расстройств.
Проблемы с репродуктивным здоровьем
Присутствие в зоне с неблагоприятным климатом может вызвать преждевременные роды или привести к проблемам со здоровьем у новорожденных.
Как уменьшить вред от выхлопных газов
Чтобы уменьшить воздействие выхлопных газов на окружающую среду и здоровье человека, нужны комплексные меры.
1. Переход на электромобили и отказ от ДВС
2. Общественный транспорт и велосипедные прогулки
Применение общественного транспорта снижает объемы выбросов от большого количества машин, а популяризация велодвижения и ходьбы помогает уменьшить обилие личного транспорта на дорогах.
3. Энергоэффективные технологии
Модернизация техники и оборудования для повышения их энергоэффективности (например, использование автомобилей с низким расходом топлива) поможет снизить уровень выбросов. Внедрение «умных светофоров» и системы мониторинга трафика может оптимизировать поток автомобилей, снижая заторы и выбросы.
4. Правила и стандарты выбросов
В 2015 году страны мира утвердили меры по сокращению выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения. Согласно этому документу, разработанному под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), государства обязаны к 2050 году уменьшить глобальные выбросы на 50% по сравнению с уровнем 1990 года, а к концу XXI века — достичь нулевого уровня.
5. Развитие альтернативных источников энергии
Развитие возобновляемых источников энергии, таких как солнечная, ветровая, гидро- и геотермальная, способствует снижению зависимости от автомобилей, использующих бензин или дизель. За последние 20 лет мировое производство электроэнергии на основе ВИЭ увеличилось более чем в десять раз, при этом лидирующие позиции занимают солнечная и ветровая энергии.
6. Озеленение городов

Создание парков и озеленение городов способствует поглощению углекислого газа и других загрязнителей. Растения очищают воздух, снижая влияние загрязнений.
Руководитель регионального отделения межрегионального союза «За химическую безопасность», экоактивист Дмитрий Левашов отмечает: «Озеленение городов всегда было одним из основных природоохранных мероприятий. Взрослое дерево, например, таких газоустойчивых пород, как липа, некоторые виды тополей, рябина — не только источник кислорода и тени за счет своей кроны, но и природный очиститель городского воздуха от газов и пыли, источник кислорода. Чем больше лесов — тем меньше пустошей, соответственно, будет уменьшаться и запыление городов».
Можно ли полностью отказаться от ДВС
В 2023 году Европарламент одобрил закон, запрещающий продавать новые автомобили с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. Это решение — часть пакета мер по борьбе с изменением климата. Законопроект вызвал споры в Евросоюзе. Несмотря на громкие заявления о готовности совершить этот переход, реалистичность планов пока под вопросом. Например, по словам генерального директора BMW AG Оливера Ципсе, план Европы по запрету продажи автомобилей с ДВС с 2035 года приведет к массовому сокращению автомобильной промышленности.
Мнение эксперта: возможно ли будущее без выхлопных газов
Экоактивист Дмитрий Левашов подчеркивает:
«Пока существует легковой и грузовой автотранспорт на дизеле или бензине, то будут и выбросы газов, даже несмотря на их значительное снижение в результате регулярного ужесточения требований к качеству моторного топлива от Евро-0 до Евро-5 и Евро-6. Выбрасываемые выхлопные газы транспортных средств стали менее токсичными, чем, например, лет 50 назад. Но гораздо большую опасность для здоровья человека представляют выбросы микрочастиц асбеста, металлических деталей, горюче-смазочных и полимерных материалов в результате износа автомобиля при его эксплуатации. Эти микрочастицы РМ 2,5 и РМ 10,0 присутствуют в воздухе городов и поселков в первую очередь возле оживленных трасс. Они, легко преодолевая барьер, попадают в легкие человека. Также они, вместе с остатками горюче-смазочных материалов, смываются в ближайшие водоемы, загрязняя их».
Главное о выхлопных газах
1. Выхлопы содержат углекислый газ, углеводороды, угарный газ, оксиды азота, сажу и другие опасные вещества.
2. Дизельные двигатели выбрасывают оксиды азота и сажу, а бензиновые являются источником углеводородов и угарного газа.
3. Выхлопы могут способствовать развитию тяжелых заболеваний: болезней сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей и т.д.
4. Решение — переход на электромобили и отказ от ДВС, законодательные инициативы по ограничению выбросов, озеленение территорий, поддержка энергоэффективных технологий, развитие велодвижения.
5. Полный отказ от ДВС обсуждается: это требует больших ресурсов и инвестиций в развитие альтернативных источников энергии и глобальной кооперации всех стран мира.