
Аналемма — это отражение сложного взаимодействия двух факторов: наклона земной оси по отношению к плоскости ее орбиты и неравномерности движения Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца. Наклон оси приводит к сезонным изменениям высоты Солнца над горизонтом, а эллиптическая орбита вызывает колебания скорости движения Земли, из-за чего Солнце кажется то ускоряющимся, то замедляющимся в течение года. Эта фотография — научное наблюдение, превращенное Анной Миловановой в произведение искусства.
Анна, расскажете о Вашем эксперименте? Каковы были технические детали камеры, с которой Вы работали?
Снимок аналеммы был получен соларографическим методом — это метод, при котором в камеру-обскуру устанавливается светочувствительная фотобумага и она подвергается длительному засвечиванию через миниатюрное отверстие. Благодаря этому, получившийся негатив не требует проявки так как снимок проявляется сам. Соларография — самопроявляющаяся техника.
Происходит это следующим образом: на фотобумагу нанесена светочувствительная эмульсия, и длительная засветка такой бумаги приводит к тому, что галогениды серебра, входящие в состав эмульсии, начинают самовосстанавливаться до металлического серебра, что приводит к почернению и самопоявлению видимого изображения. Другими словами, сам свет проявляет и фиксирует изображение.
Также на снимках появляются псевдоцвета. От самовосстановления разных галогенидов серебра: это бромид, йодид и хлорид, и от их комбинаций зависит появление того или иного цвета. Получая негатив, снимок никогда не будет строго черно-белым, на нем будут присутствовать полутона, которые при инверсии дадут противоположный цвет.
В качестве светочувствительного материала использовалась светочувствительная фотобумага Fomaspeed 311.
Все ли камеры, используемые в соларографии, являются одинаковыми?
Нет. Все камеры, используемые в соларографии, можно разделить на 3 вида по типу проекции: цилиндрическая, полуцилиндрическая и прямая проекция. Друг от друга они отличаются тем, как внутри них будет располагаться фотобумага. В камере цилиндрической и полуцилиндрической проекции бумага изогнута в цилиндр и полуцилиндр соответственно, а в камере прямой проекции бумага располагается перпендикулярно отверстию, то есть напротив. От типа проекции зависит степень искажения пространства на снимке: в камере цилиндрической проекции оно наибольшее (наблюдается отрицательная дисторсия), а в камере прямой проекции — наименьшее. В моем эксперименте с аналеммой камера была изготовлена из куска канализационной трубы — такой тип камеры относится к полуцилиндрическим.
Такую камеру можно изготовить самостоятельно?
По сути, камеру можно сделать из чего угодно, самое главное правило: материал камеры должен быть светонепроницаемым и защищать фотобумагу, расположенную внутри, от энтропийных процессов (воздействия окружающей среды: ультрафиолета, дождя, снега и т. д.). В своих других фотоэкспериментах я делала камеры из тыквы, пивных банок, банок из-под печенья, леденцов монпансье, из скорлупы грецкого ореха и даже делала камеру-обскуру из собственной квартиры.
Диаметр отверстия для камеры составил 0,28 миллиметра. Он рассчитывался по формуле, выведенной через следствия уравнений дифракции Фраунгофера: D=√2.44√fλ, где f- проекционное расстояние камеры, а λ — длина волны света.
Экспозиция снимка составила ровно 420 дней — с 16 апреля 2024 года по 10 июня 2025 года. Как правило, большинство фотографий аналемм выполнены композитным способом, где последовательные цифровые экспозиции суммируются в одно итоговое изображение. Чтобы запечатлеть аналемму, необходим год. Но в моем случае время выдержки было увеличено исходя из аналогового способа получения изображения. На моем снимке аналемма, действительно, «прорисовалась» за год, но, чтобы прописался еще и пейзаж (нижняя часть снимка с деревом), потребовалась еще пара месяцев. Поэтому с 16 апреля 2025 года по 10 июня 2025 года затвор открывался в сумерки и закрывался на рассвете. Благо в Ленинградской области к этому времени пришли белые ночи и этого света было достаточно, чтобы появился еще и пейзаж.
Какие могут быть погрешности и сложности при длительной аналоговой съемке?
Погрешностей может быть превеликое количество, начиная от случайного засорения отверстия клеем или пылью до вандализма. Очень часто случается, что отверстие забывают открыть, оставляя на нем кусок изоленты. В то же время некачественный клей на изоленте может засорить отверстие, через которое внутрь попадает свет. Можно вставить бумагу в камеру не той стороной (то есть развернуть светочувствительный слой к стенкам камеры, а не к отверстию). При установке камер на улице очень часты случаи вандализма: любопытные вороны очень любят расковырять блестящие на свету банки, ну и без любопытных людей никуда. Однажды я установила 17 камер, и все их утащили люди, оставили только одну: ее вскрыли, внутрь положили кусок колбасы и 5-рублевую монету и повесили обратно. В случае с аналеммой я устанавливала камеру в помещении, так как был необходим постоянный источник питания (чтобы работал затвор), и также это служило дополнительной защитой от вандалов.
У меня был только один страх — засорение отверстия самодельным затвором. Затвор был сделан из стеклопластика, и от воздействия ультрафиолета он мог начать крошиться. Так как затвор открывался 10 раз в сутки и закрывался также 10 раз, общее количество его мотаний туда-сюда составило 8400 раз за 420 дней, что могло привести к попаданию микрочастиц в микроотверстие, диаметр которого составлял 0,28 мм.
Можете сравнить эту технологию с классическими методами (спутниковые данные, цифровая астрофотография)?
Обычно снимки аналеммы получаются композитным способом, где последовательные цифровые экспозиции суммируются в одно итоговое изображение, а посредством аналогового метода снимок прожигается солнцем на одном листе фотобумаги. Другими словами, такой снимок аналеммы не склеен, это не цифровой композит, а чистый хардкорный аналог, где в пинхол-камере каждый день на протяжении 420 суток 10 раз в день по 1 минуте солнце прожигает светочувствительную эмульсию.
Почему аналоговые методы все еще актуальны?
Не знаю, не могу сказать, что они актуальны так как это очень на большого любителя. Но в данном контексте мне нравится, и я разделяю мнение фотографа Игоря Брякилева: «Единственное, чем отличается альтернативная фотография от нормальной «цифровой» фотографии — тем, что в современных камерах сосредоточен весь интеллектуальный опыт человечества. Тысячи, а может и миллионы ученых, инженеров, математиков работали над фотокамерой, которая окажется у Вас в руках. То есть каждый раз, когда Вы фотографируете, за Вашей спиной стоит множество соавторов, которые вложили свой интеллектуальный труд в итоговую фотографию. А когда у Вас в руках только принцип, без помощников, Вы весь этот интеллектуальный опыт вынуждены носить с собой. И в альтернативной фотографии снимки рождаются просто потому, что человек действительно смог реализовать знания в своей собственной практике».
Какая практическая ценность у полученных данных, где они могут быть применены?
Я когда-то писала статью о сравнении гелиографа и соларографии как двух методах регистрации и фиксации активности солнца. Однако их цели, история и результаты принципиально различаются. На просторах интернета я часто встречаю возражения: «Зачем люди до сих пор пользуются гелиографом, если есть соларография?». Но, если поразмышлять, станет абсолютно ясно, что эти два метода не взаимозаменяемы. В соларографии на конечный результат может повлиять тысяча и одна причина — и такой снимок не может быть основанием для научных данных. При этом научное сообщество заинтересовано в изучении соларографии, но в качестве феномена, а не замены гелиографа. Как минимум с 2023 года в астрономическом институте Чешской академии наук ежегодно проходят научные конференции, посвященные соларографии.
Почему Вы решили провести этот эксперимент?
Чтобы не стало скучно. Когда уже все перефотографировано, хочется усложнять и ставить все более невыполнимые цели. Когда я решила сфотографировать аналемму таким способом, в интернете не было данных о том, как сделать такое устройство. Не у кого было банально перенять опыт и адаптировать его под себя. Поэтому пришлось выдумывать и «скрипеть мозгами». Я думала над устройством трое суток, не спала — настолько эта идея будоражила мой мозг. Рисовала схемы, искала механизмы, которые можно соединить, чтобы добиться цели. В итоге я поняла, что мне нужен контроллер, сервопривод и источник питания. Ардуино (контроллер) нужно запрограммировать, написав код, а этого я не умею. Стала дальше искать: нашла программируемые электророзетки и электронные доводчики дверей, и тут меня осенило: вместо того, чтобы собирать механизм по частям, можно попробовать найти уже готовый, ведь китайцы по-любому это уже придумали.
В итоге я провела на Алиэкспрессе еще 2 дня и нашла программируемый электродвигатель для штор. После того, как он приехал ко мне из Китая, я приделала к нему самодельную «лопатку» или «поварешку», как называет ее мой друг. Эта «поварешка» служила затвором камеры. Все это инженерное чудо я установила на камеру и приступила к эксперименту.

Какие мысли (гипотеза) были у Вас в начале эксперимента и после его завершения?
Перед экспериментом нужно было рассчитать частоту открытий затвора, чтобы аналеммы не заехали друг на друга. Опять пришлось «скрипеть мозгами». А так был только один интерес — получится ли? И к концу эксперимента я прямо распереживалась, а вдруг отверстие засорилось. Для меня этот эксперимент очень важен, меня распирало от волнения и ожидания: «что же там получилось»? И я очень рада, что все завершилось удачно. Когда я открыла камеру, прослезилась от шока. Оно получилось! Просто представить сложно, что солнце само нарисовало это, а я просто вытащила из окружающей среды разные объекты, соединила их вместе.
Вообще, готовясь к одной лекции о соларографии, я решила подытожить ее ответом на вопрос, а зачем вообще все это надо, и сочинила ответ, который звучит следующим образом: в первую очередь, соларография позволяет воочию увидеть то, что недоступно человеческому глазу: а именно наблюдать движение солнца сквозь длительный период времени.
А во вторую очередь, в соларографии солнце представляется нам как самый настоящий художник. Сотни лет творцы, поэты и художники описывают мир, пропуская его через призму своего восприятия. Однако акт наблюдения мира, а позже его изображение на холсте, в поэме и других произведениях искусства возможно только благодаря свету. Ведь если нет света, то как увидеть мир и как его изобразить? И главным источником света, жизни, красоты является солнце.
Соларография помогает самому главному художнику — солнцу — рисовать самого себя, где художественные мазки длятся от рассвета до заката. И без этого художника не было бы ни жизни на земле, ни этих снимков.
Анна, спасибо за такие подробные и увлекательные ответы. Удачи Вам в следующих экспериментах.
Я безумно благодарна Вам за отклик, добрые слова и пожелания. Я хочу поблагодарить каждого, кто прочтет этот текст. Большой шок я испытала, увидев то огромное количество людей, которым еще секунду назад я была безразлична, а сейчас они разделяют радость от творчества вместе со мной. Желаю всем всего самого доброго и хорошего! Впереди нас ждут увлекательные соларографические эксперименты, и я рада, что все мы — часть этой удивительной истории.