Франц Боас демонстрирует ритуал народа квакиутль на выставке в Музее натуральной истории США

Отец культурной антропологии: Франц Боас

9 июля 1858 года родился Франц Боас — человек, который дал антропологии научную основу и доказал: культурные различия важнее расовых. Его идеи изменили гуманитарные науки и помогли миру увидеть человечество в новом свете.
Автор Наука Mail
Франц Боас демонстрирует ритуал народа квакиутль
Франц Боас демонстрирует ритуал народа квакиутль на выставке в Музее натуральной истории СШАИсточник: National Anthropology Archives, Washington, D. C.

Когда Франц Боас отправился в арктическую экспедицию, он еще был физиком. Вернувшись — стал антропологом, изменившим представления о человеке. Он родился в 1858 году в Германии в семье образованных евреев и с детства был окружен духом Просвещения, свободомыслием и наукой. Сначала учился физике, занимался оптикой и психофизикой — наукой о связи между внешними раздражителями и восприятием. Но настоящий интерес к человеку пробудила жизнь среди инуитов.

Люди
Его антропометрические исследования иммигрантов подорвали расовую типологию и положили начало научной критике расизмаИсточник: Unsplash

Боас жил с ними, изучал язык, обычаи, картографировал побережья и фиксировал каждую мелочь — от узоров на одежде до традиционных историй. Его подход был прост: понять культуру можно только изнутри. Именно в этом зародился принцип, который позднее стал фундаментом всей современной антропологии — культурный релятивизм.

Вместо того, чтобы оценивать культуры по шкале «развитости», он предложил понимать каждую культуру в ее собственном контексте. И стал первым, кто выступил против популярного тогда эволюционизма в обществоведении — идеи, что все народы развиваются одинаково и движутся к одной «цивилизованной» вершине. Боас показал: культура — это не лестница, а множество дорог.

Картина изображающая коренных индейцев
Картина Вильгельма Кунерта, изображающая церемонию потлача 1894 года в Цаксисе, называется «Валас'акса». Картина напечатана как иллюстрация 36 в классическом исследовании Франца Боаса «Социальная организация и тайные общества индейцев квакиутль» (1897)Источник: Wikimedia

В своих лингвистических работах он доказал, что язык влияет на мышление. Вместе с учениками, такими как Эдвард Сапир и Бенджамин Ли Уорф, он заложил основу гипотезы лингвистической относительности — идеи, что разные языки формируют разные картины мира.

Он также провел крупное антропометрическое исследование иммигрантов в США и пришел к неожиданному выводу: физические черты человека, например, форма черепа, могут меняться уже в первом поколении при изменении среды. Это стало веским аргументом против расовой теории.

Групповая фотография основателей гуманитарных и поведенческих наук
Групповая фотография основателей гуманитарных и поведенческих наук. На снимке — Франц Боас, Зигмунд Фрейд, Уильям Джеймс, Карл Юнг и другие выдающиеся ученые, сыгравшие ключевую роль в формировании современной антропологии, психологии и психоанализаИсточник: Wikimedia

Боас активно боролся с расизмом и евгеникой, разоблачал псевдонаучные идеи и участвовал в общественных дебатах. Его труды сжигали нацисты, но сам он продолжал выступать за равенство и уважение ко всем культурам.

Никто никогда не доказывал, что человек, по его происхождению от определенной группы людей, должен обязательно иметь определенные умственные характеристики.
Франц Боас
американский антрополог. Цитата приведена из его коллекции эссе 1945 года

Его ученики — Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Зора Херстон — разнесли идеи Боаса по всему миру. Он сформировал новую науку — культурную антропологию с ее четырьмя основами: археология, лингвистика, физическая и культурная антропология. И, что важно, наполнил ее этикой, уважением и гуманностью.

Культуры
Сегодня Боаса называют отцом культурной антропологии. Его идеи о культурном релятивизме и равенстве всех народов легли в основу этики современных гуманитарных наук и борьбы с расовыми предрассудкамиИсточник: Unsplash

Боас ушел из жизни в 1942 году, но его идеи по-прежнему звучат актуально. Сегодня, когда мир сталкивается с ксенофобией и новыми формами дискриминации, его мысль о том, что каждая культура заслуживает понимания и уважения, кажется как никогда своевременной.

Он не просто основал науку — он сделал ее человечной. Переосмыслив расу как культурную конструкцию, Франц Боас показал, что физические различия между людьми не могут служить основанием для иерархий. Спустя столетие наука продолжает уточнять, как именно гены — в том числе доставшиеся нам от неандертальцев — могут влиять на форму черепа и даже вызывать аномалии в строении мозга. Ранее Наука Mail рассказала, как древняя ДНК связана с риском развития синдрома Киари.