
Когда Франц Боас отправился в арктическую экспедицию, он еще был физиком. Вернувшись — стал антропологом, изменившим представления о человеке. Он родился в 1858 году в Германии в семье образованных евреев и с детства был окружен духом Просвещения, свободомыслием и наукой. Сначала учился физике, занимался оптикой и психофизикой — наукой о связи между внешними раздражителями и восприятием. Но настоящий интерес к человеку пробудила жизнь среди инуитов.

Боас жил с ними, изучал язык, обычаи, картографировал побережья и фиксировал каждую мелочь — от узоров на одежде до традиционных историй. Его подход был прост: понять культуру можно только изнутри. Именно в этом зародился принцип, который позднее стал фундаментом всей современной антропологии — культурный релятивизм.
Вместо того, чтобы оценивать культуры по шкале «развитости», он предложил понимать каждую культуру в ее собственном контексте. И стал первым, кто выступил против популярного тогда эволюционизма в обществоведении — идеи, что все народы развиваются одинаково и движутся к одной «цивилизованной» вершине. Боас показал: культура — это не лестница, а множество дорог.

В своих лингвистических работах он доказал, что язык влияет на мышление. Вместе с учениками, такими как Эдвард Сапир и Бенджамин Ли Уорф, он заложил основу гипотезы лингвистической относительности — идеи, что разные языки формируют разные картины мира.
Он также провел крупное антропометрическое исследование иммигрантов в США и пришел к неожиданному выводу: физические черты человека, например, форма черепа, могут меняться уже в первом поколении при изменении среды. Это стало веским аргументом против расовой теории.

Боас активно боролся с расизмом и евгеникой, разоблачал псевдонаучные идеи и участвовал в общественных дебатах. Его труды сжигали нацисты, но сам он продолжал выступать за равенство и уважение ко всем культурам.
Никто никогда не доказывал, что человек, по его происхождению от определенной группы людей, должен обязательно иметь определенные умственные характеристики.
Его ученики — Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Зора Херстон — разнесли идеи Боаса по всему миру. Он сформировал новую науку — культурную антропологию с ее четырьмя основами: археология, лингвистика, физическая и культурная антропология. И, что важно, наполнил ее этикой, уважением и гуманностью.

Боас ушел из жизни в 1942 году, но его идеи по-прежнему звучат актуально. Сегодня, когда мир сталкивается с ксенофобией и новыми формами дискриминации, его мысль о том, что каждая культура заслуживает понимания и уважения, кажется как никогда своевременной.
Он не просто основал науку — он сделал ее человечной. Переосмыслив расу как культурную конструкцию, Франц Боас показал, что физические различия между людьми не могут служить основанием для иерархий. Спустя столетие наука продолжает уточнять, как именно гены — в том числе доставшиеся нам от неандертальцев — могут влиять на форму черепа и даже вызывать аномалии в строении мозга. Ранее Наука Mail рассказала, как древняя ДНК связана с риском развития синдрома Киари.