
В наше время человек ежедневно потребляет очень много знаний, поступающих из различных источников: документов, книг, компьютеров, телефонов, смарт-часов
Почему сейчас самое подходящее время для AR?
По данным на 2025 год, около 90% информации, воспринимаемой человеческим мозгом, получено из визуальных источников. Несмотря на удобство и распространение использования смартфонов, они задействуют всего 5% контекста нашей жизни. В то же время необходимо внедрение в нашу повседневную жизнь искусственного интеллекта. Одно из решений увеличения процента усвоения и обработки информации человеком — это AR с ИИ.
Большинство иностранных IT-компаний уже перешло на создание своих систем умных очков. Наша ключевая задача состоит в том, чтобы создать достойный отечественный аналог, тем самым поддержав программу импортозамещения на производствах, подключить EdgeLens к отечественному ПО, а также снабдить новыми, ранее не внедренными в мире функциями.
Система взаимодействия EdgeLens и человека строится на основе получения данных из камер очков, а также взаимодействия человека с AR через специальный браслет, отслеживающий жестовые команды.

В свою очередь ИИ-ассистент, созданный на базе Gemini 2.5 Flash, поддерживает связь с почтой, календарем, картами, а также документами. Может обрабатывать аудио, видео, текст и изображения в реальном времени, а также по команде самостоятельно инициировать действия, например, по команде отправить сообщение или позвонить коллегам.

Управление пространством
Одним из наиболее популярных методов взаимодействия человека и AR являются браслеты, отслеживающие мышечную активность на основе электромиографии. Такой браслет используется в пилотном проекте EdgeLens, позволяя отслеживать движения пальцев (микродвижения) и передавая их по беспроводной связи.

Однако сейчас команда EdgeLens активно работает над альтернативным методом подачи сигнала для AR — субвокализацией, позволяющей получать данные из «немой речи». Эта технология позволяет сотрудникам управлять устройством, не произнося команды вслух, а используя сигналы голосовых связок, данные о движении которых извлекаются ЭМГ-датчиками (электромиографией), что исключает задержки и повышает точность работы. Субвокализация предоставляет возможность отдавать команды в шумных средах, когда заняты руки, а также в условиях конфиденциальности, где жесты и голос использовать невозможно.

Перспективы на производствах
Когда начинался проект, основной целью EdgeLens было создание универсального устройства, которое сможет обеспечить комфортную работу сотрудников на предприятии. По данным опроса, проведенного командой стартапа в октябре 2024 года среди крупных заводов, было выявлено несколько критических проблем предприятий:
- Необходимость обучения сотрудников без отрыва от производства;
- Трудности оперативного решения аварийных ситуаций;
- Высокие затраты на командировки специалистов на удаленные объекты.
Следовательно, была поставлена задача создать очки, контролирующие действия сотрудников и предоставляющие рекомендации в реальном времени для минимизации ошибок, вызванных человеческим фактором. Обеспечить устройство поддержкой 24/7, встроенными образовательными ресурсами, базами инструкций и круглосуточной помощью AI-ассистента. На данный момент EdgeLens завершает создание прототипов и в сентябре 2025 года приступает к пилотным испытаниям на нескольких заводах на территории РФ.

Эти очки — не просто дисплей с подсказками. Это первая в мире система, где AR и ИИ работают как «второй мозг» сотрудника.
Уже в 2025 году они начнут превращать новичков в опытных специалистов за считанные дни, проецируя 3D-инструкции прямо перед глазами и позволяя управлять процессами без слов — с помощью субвокализации и жестов. В дальнейшем система сможет сократить количество ошибок в несколько раз, а в стратегической перспективе способна стать «нервной системой» завода, связывая людей, роботов и ИИ в единый организм.
Основатели проекта — физики из МГУ Александр Чежегов и Дарья Грищенко — создают не просто гаджет, а принципиально новый способ взаимодействия человека с производством, где мысли можно будет передавать как команды, а знания опытных мастеров останутся навечно в виде цифровых аватаров.