Образовательная технология нового поколения «Инновации детям»

Бережная цифра в образовании: почему интерактивные игры станут новым стандартом обучения

Какие технологии действительно помогают детям развиваться, а какие создают лишь иллюзию прогресса. Основатель компании «Инновации детям», объясняет, почему современное образование должно быть таким же увлекательным, как игры на PlayStation, — и как его команда превращает эту идею в новый стандарт образования.
Основатель «Инновации детям»
Playstation для образования
Баланс между «надо учиться» и «хочу играть»
Можно ли предсказать, кем станет ребенок — по тому, как он играет?
Ностальгия по советской системе образования
Отучат ли технологии детей от общения в реальной жизни
Прорывная технология или эксперимент в духе «Черного зеркала»
Playstation для образования
Баланс между «надо учиться» и «хочу играть»
Можно ли предсказать, кем станет ребенок — по тому, как он играет?
Ностальгия по советской системе образования
Отучат ли технологии детей от общения в реальной жизни
Прорывная технология или эксперимент в духе «Черного зеркала»
Еще
Образовательная технология нового поколения «Инновации детям»
Компания «Инновации детям» разрабатывает интерактивные образовательные решения, сочетающие игровые технологии и современные педагогические методикиИсточник: Изображение предоставлено экспертом

В современном мире образование всё больше превращается в поле битвы между технологиями и традиционными ценностями. Компания «Инновации детям», основанная Дмитрием Андреевым, занимает уникальную нишу, сочетая передовые игровые подходы с заботой о психоэмоциональном и коммуникативном развитии детей. Специально для Науки Mail Дмитрий объясняет, почему бережный подход к цифровым развлечениям может стать ключом к гармоничному развитию подрастающего поколения.

Playstation для образования

Проведем аналогию: «Инновации детям» — это, скорее, PlayStation, чем Xbox. И вот почему.

Игровые приставки, как и инструменты обучения, существуют давно — еще со времен Atari, Sega и Nintendo. PlayStation появилась позже, но именно она задала новые стандарты, став образцом для подражания. Xbox, возникший вслед за ней, во многом копировал ее подход, переманивая разработчиков и адаптируя успешные решения.

Точно так же «Инновации детям» не просто создают образовательные игры — они систематизируют и развивают этот формат, превращая его в современный стандарт обучения. Как PlayStation определила будущее игровых консолей, так и эти интерактивные решения меняют подход к образованию, делая его более увлекательным и эффективным.

Образовательная технология нового поколения «Инновации детям»
Обучение в формате игры делает процесс увлекательным и эффективным, помогая легче усваивать сложные темы и развивать ключевые навыки через вовлечение и мотивациюИсточник: Изображение предоставлено экспертом

Баланс между «надо учиться» и «хочу играть»

Как раз в погоне за этим самым балансом мы сформулировали стандарт «бережная цифра», когда у детей формируются естественные мотивы для развития без формирования гиперзависимости от дофамина в результате просмотра коротких вертикальных видео.

Наши игры призваны сохранить, например, тактильность, необходимую для развития речевого аппарата у детей. Для этой цели у нас есть песочница с целым рядом методических рекомендаций для взаимодействия с ребенком. У нас есть игры, которые направлены на развития классических коммуникативных навыков «через рот в уши» и многое другое.

Образовательная технология нового поколения «Инновации детям»
Игра в школе — это не просто развлечение, а мощный образовательный инструментИсточник: Изображение предоставлено экспертом

Можно ли предсказать, кем станет ребенок — по тому, как он играет?

Образование, с точки зрения классической доказательной науки, очень сложная система, поэтому все прогностические подходы, которые могут быть, все идут на корреляциях. А корреляция — это не просто взаимосвязь, это статистическая мера, показывающая, насколько сильно и в каком направлении изменяются значения двух или более переменных по отношению друг к другу.

Есть классические примеры ложных корреляций. Например: продажи мороженого и число утопленников — летом происходит рост того и другого. Но ведь очевидно, что запрет на мороженое не снизит число несчастных случаев на воде.

Точно так же в образовании: даже имея сотни факторов, нельзя с детсадовского возраста предсказать, станет ли ребенок великим физиком. А если бы и могли, то такие завышенные ожидания, скорее, навредили бы — привели бы к психологическим травмам и неврозам. В нашей традиции это называют «синдромом отличника», а в международной практике — «giftedness-related overexcitability» (по теории Казимежа Домбровского).

Образовательная технология нового поколения «Инновации детям»
Запоминаемость через игру повышается в разы: эмоции, азарт и наглядность превращают скучные факты в яркие, легко усваиваемые знанияИсточник: Изображение предоставлено экспертом

Ностальгия по советской системе образования

Очень часто система образования является заложником иллюзий общества, яркий пример на пространстве СНГ. Так, в Казахстане пытались отменить ежедневные оценки за выполнение домашнего задания. Мотивация чиновников: «отсутствие ежедневных оценок — это защита детской психики». Родители в ответ создали петицию против новшеств, где оценки ставят только за многочисленные контрольные по каждой пройденной теме. За 2 дня петицию подписали более 15 тысяч человек.

Вот и систему образования в советский период нужно как-то рассматривать отдельно, по правителям. Во времена Ленина молодая страна, в 1940 году по постановлению Совета Народных Комиссаров (СНК) № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий», старшие классы были платными, в то время как обучение в техникуме было бесплатным, выдавали форму и кормили. Тогда государственный заказ шел на увеличение количества рабочих в связи с ускоренной индустриализацией. При Хрущеве это углублялось, так как он считал образование первым шагом к производству. А вот при Брежневе образование стало всеобщим и бесплатным. И поэтому вопрос: а про какую конкретно систему советского образования вспоминают? Так как в противном случае — это разговор про траву, которая раньше была зеленее и выше.

Образовательная технология нового поколения «Инновации детям»
Технологии обучения не стоят на месте — VR, геймификация и AI уже меняют образование, делая его интерактивным и персонализированнымИсточник: Изображение предоставлено экспертом

Отучат ли технологии детей от общения в реальной жизни

Вопрос в том, что понимать под словом «технологии». Если технологии — это кибернетические импланты вроде «флешки для мозга», тогда да. Но наша концепция «Бережная цифра» — это совершенно другой подход. Мы создаем технологии, которые:

  • Развивают настоящие коммуникативные навыки и навыки социализации;
  • Формируют soft skills, которые не получить через планшет;
  • Сочетают в себе как физическую, так и двигательную активности с задачами на внимание, память, логику, творческое мышление;
  • Делают коррекционные занятия (например, с логопедом) комфортными и даже увлекательными.

Когда ребенок свободно владеет речью и умеет общаться — это серьезно снижает риски буллинга. Вот почему так важно различать — одни технологии изолируют человека, а другие, такие как наши, помогают выстраивать живые человеческие связи.

Образовательная технология нового поколения «Инновации детям»
Через игру дети осваивают мир, развивают навыки и учатся с удовольствием, а не по принуждениюИсточник: Изображение предоставлено экспертом

Прорывная технология или эксперимент в духе «Черного зеркала»

Мы с вами уже и так находимся в «Черном зеркале» — взрослые люди сидят в маркет-плейсах ради дешевого дофамина, социальные сети провоцируют на агрессию, а концепция «мертвого интернета» уже не выглядит как теория заговора. Поскольку большое количество отзывов и контента сейчас генерируют нейронные сети, и через два года нейронные сети будут обучаться на результат труда нейронных сетей.

Уже сейчас вместо SEO обладатели сайтов обращаются к GEO (Generative Engine Optimization). Оно фокусируется на оптимизации контента для генеративных ИИ-платформ, таких как Chat GPT, Claude, Gemini, Yandex GPT и Google AI Overviews, которые предоставляют пользователям ответы в более интерактивной и персонализированной форме.

В этих условиях наши технологии позволяют детям расти с развитыми софт-скиллами, они умеют говорить без дефектов речи и при этом умеют договариваться; это уже дает существенное преимущество в жизни.