Ломоносов

Ломоносов изобрел прообраз вертолета: как «воздухобежная машина» опередила время на века

12 июля 1754 года Михаил Ломоносов представил Академии наук устройство с винтами, способное подниматься вверх. Это был не просто макет — а настоящая научная заявка на будущее авиации.
Автор Наука Mail
Ломоносов
Михаил Ломоносов и его «воздухобежная машина» — первый в России летательный аппарат вертикального взлета. Представленный в Академии наук в 1754 году, он стал прообразом вертолета и на столетия опередил свое времяИсточник: Midjourney

Когда Михаил Ломоносов демонстрировал в 1754 году свою «воздухобежную машину», он вряд ли ожидал, что в XXI веке ее будут сравнивать с современными дронами и вертолетами. Но именно так и произошло. В этот день, 12 июля, в Санкт-Петербургской Академии наук был представлен действующий макет летательного аппарата вертикального взлета. Он стал первым в России и одним из первых в мире техническим шагом к освоению воздушной среды.

Машина была придумана не ради забавы. Ломоносов всерьез изучал атмосферу и понимал, что, чтобы исследовать ее верхние слои, нужно поднимать приборы на высоту. Тогда и появилась идея — сконструировать механизм, способный поднимать термометры и другие метеоинструменты в воздух без помощи шаров или птиц.

Реконструкция
Реконструкция М.В. Ломоносова (экспозиция ГМИК машины им. К.Э.Циолковского)Источник: Wikimedia

Главным элементом машины были два винта, вращающихся в противоположные стороны. Такая система — соосные винты — применяется и сегодня в вертолетах, например, камовской серии. Энергией служила часовая пружина — мощнее тогда просто не было. Корпус был легкий, с креплениями для научных инструментов. Испытания прошли успешно: устройство поднималось вверх, что было зафиксировано в академическом протоколе.

Но важнее даже не сама машина, а научные идеи, которые лежали в ее основе. Ломоносов первым описал проблему реактивного момента — кручения корпуса в противоположную сторону от винта. И первым предложил ее решение. Он также интуитивно понимал, как масштабировать конструкцию: уменьшать вес, увеличивать мощность. Эти принципы легли в основу всего будущего вертолетостроения.

Ка-8 «Иркутянин»
Модель «воздухобежной машины» Ломоносова с двумя соосными винтами — прообраз современной схемы, используемой, например, в советском вертолёте Ка-8 «Иркутянин». Как и у машины XVIII века, у Ка-8 отсутствует рулевой винт: реактивный момент компенсируется противоположным вращением двух винтов, установленных на одной осиИсточник: Wikimedia

Разумеется, технология того времени не позволяла построить полноценный летательный аппарат. Но Ломоносов закладывал фундамент. Он впервые в истории предложил использовать механический аппарат для научного зондирования атмосферы — идея, воплотившаяся в современных метеозондах и дронах. Его подход был междисциплинарным: физика, механика, метеорология, материалы — все слилось в одно.

Сегодня модель «воздухобежной машины» можно увидеть в музеях. А 12 июля мы вспоминаем не просто демонстрацию необычного устройства. Это был день, когда инженерная интуиция соединилась с научной методикой. День, когда русский ученый поставил задачу, сформулировал решение и опробовал его — за век до того, как в небо поднялся первый вертолет.

Ка-52 «Аллигатор»
Соосная схема, впервые описанная Ломоносовым в 1754 году, легла в основу ряда советских и российских вертолетов. Один из последних примеров — штурмовой вертолет Ка-52 «Аллигатор»Источник: wikimedia

Изобретение Ломоносова — это не просто технический курьез. Это напоминание о том, что наука часто опережает свою эпоху. И что идеи, рожденные в кабинете ученого XVIII века, могут определять облик технологий XXI столетия.

Ломоносов показал, что вертикальный полет возможен задолго до того, как появились двигатели и аэродинамика как наука. Но путь от замысла до устойчивой конструкции занял почти два века. Ранее Наука Mail рассказала, как инженер Игорь Сикорский закрепил эту идею юридически и технически — и тем самым положил начало современной эре вертолетостроения.