
Когда Михаил Ломоносов демонстрировал в 1754 году свою «воздухобежную машину», он вряд ли ожидал, что в XXI веке ее будут сравнивать с современными дронами и вертолетами. Но именно так и произошло. В этот день, 12 июля, в Санкт-Петербургской Академии наук был представлен действующий макет летательного аппарата вертикального взлета. Он стал первым в России и одним из первых в мире техническим шагом к освоению воздушной среды.
Машина была придумана не ради забавы. Ломоносов всерьез изучал атмосферу и понимал, что, чтобы исследовать ее верхние слои, нужно поднимать приборы на высоту. Тогда и появилась идея — сконструировать механизм, способный поднимать термометры и другие метеоинструменты в воздух без помощи шаров или птиц.

Главным элементом машины были два винта, вращающихся в противоположные стороны. Такая система — соосные винты — применяется и сегодня в вертолетах, например, камовской серии. Энергией служила часовая пружина — мощнее тогда просто не было. Корпус был легкий, с креплениями для научных инструментов. Испытания прошли успешно: устройство поднималось вверх, что было зафиксировано в академическом протоколе.
Но важнее даже не сама машина, а научные идеи, которые лежали в ее основе. Ломоносов первым описал проблему реактивного момента — кручения корпуса в противоположную сторону от винта. И первым предложил ее решение. Он также интуитивно понимал, как масштабировать конструкцию: уменьшать вес, увеличивать мощность. Эти принципы легли в основу всего будущего вертолетостроения.

Разумеется, технология того времени не позволяла построить полноценный летательный аппарат. Но Ломоносов закладывал фундамент. Он впервые в истории предложил использовать механический аппарат для научного зондирования атмосферы — идея, воплотившаяся в современных метеозондах и дронах. Его подход был междисциплинарным: физика, механика, метеорология, материалы — все слилось в одно.
Сегодня модель «воздухобежной машины» можно увидеть в музеях. А 12 июля мы вспоминаем не просто демонстрацию необычного устройства. Это был день, когда инженерная интуиция соединилась с научной методикой. День, когда русский ученый поставил задачу, сформулировал решение и опробовал его — за век до того, как в небо поднялся первый вертолет.

Изобретение Ломоносова — это не просто технический курьез. Это напоминание о том, что наука часто опережает свою эпоху. И что идеи, рожденные в кабинете ученого XVIII века, могут определять облик технологий XXI столетия.
Ломоносов показал, что вертикальный полет возможен задолго до того, как появились двигатели и аэродинамика как наука. Но путь от замысла до устойчивой конструкции занял почти два века. Ранее Наука Mail рассказала, как инженер Игорь Сикорский закрепил эту идею юридически и технически — и тем самым положил начало современной эре вертолетостроения.