Научно-практическая конференция Сколтеха «Фронтиры прогресса»

От рудника до электромобиля: Росатом и Норникель создают полный цикл производства лития в России

Литий называют новым стратегическим ресурсом. Как «Полярный литий» (совместный проект Росатома и «Норникеля») создает сырьевую базу для российских аккумуляторов и электромобилей, какие вызовы предстоит решить и когда ждать первых результатов — рассказывает гендиректор компании.
Генеральный директор «Полярный литий»
Игорь Демидов
Игорь Демидов на научно-практической конференции Сколтеха «Фронтиры прогресса»Источник: Фотограф Юлия Назарова
Об эксперте: Игорь Демидов — генеральный директор компании «Полярный литий»

Колмозерское месторождение в Мурманской области может стать ключевым сырьевым звеном в создании полного цикла российского электромобилестроения — от добычи лития до серийного производства машин. Как созданная для его освоения компания «Полярный литий» планирует войти в топ-3 мировых производителей лития? О деталях амбициозного проекта, который должен обеспечить Россию собственным сырьем для аккумуляторов нового поколения, рассказал его генеральный директор Игорь Демидов (беседа состоялась в рамках форума Сколтеха «Фронтиры прогресса»).

Колмозерское месторождение — стартовая точка для российского электромобилестроения

Компания «Полярный литий» — дочернее предприятие Госкорпорации «Росатом» и компании «Норникель». Целью его создания в 2022 году было освоение Колмозерского месторождения лития, которое расположено в Мурманской области. 21 февраля 2023 года мы получили лицензию на освоение этого месторождения и приступили к реализации проекта.

Что такое литий? Сегодня это действительно трендовый материал, его не просто так называют «нефтью XXI века». Это критически важный элемент для производства аккумуляторных батарей, у которого пока нет полноценной альтернативы.

Научно-практическая конференция Сколтеха «Фронтиры прогресса»
Научно-практическая конференция Сколтеха «Фронтиры прогресса»Источник: Фотограф Юлия Назарова

Наш проект, если говорить о его основной миссии, — это участие в создании полного цикла: от добычи сырья до производства электромобилей. Мы начинаем эту цепочку как сырьевое звено. Далее подключается «Росатом» со своими гигафабриками в Калининграде и Московской области, где из нашей продукции — гидроксида лития — будут производить аккумуляторные батареи.

Завершает цепочку также «Росатом» с проектом электромобиля под рабочим названием «Атом». Таким образом в России строится производственная цепочка — от месторождения до конечного продукта.

Войдет ли Россия в топ-3 мировых производителей лития?

Если говорить о глобальном рынке, сегодня в мире инициировано около 40 проектов по добыче лития. Однако с учетом текущего падения цен реализуются далеко не все из них. Мы неслучайно выбрали Колмозерское месторождение — это крупнейшее в России месторождение, содержащее около 25% национальных запасов лития. После завершения геологоразведки мы ожидаем увеличение запасов примерно в два раза.

К концу 2025 года, когда мы завершим формирование ТЭО кондиций, сможем точно определить нашу позицию в мировом рейтинге рудных месторождений. По предварительным прогнозам, мы войдем в топ-3−4 среди мировых аналогов.

Что касается объемов производства лития в мире, то здесь у нас достаточно хорошая позиция. У всех на слуху Чили, Аргентина, Боливия с добычей литиевого сырья. Но надо понимать, что оно добывается из так называемого гидроминерального сырья — это салары, озера, где литий проходит выпаривание. А дальше его концентрируют и производят карбонат лития. Мы прогнозируем, что гидродобыча сможет покрыть лишь около трети ожидаемого роста потребления с 500 тыс. тонн до 3−3,5 млн тонн к 2030 году. Остальное придется на рудные месторождения — в Австралии, Африке и России.

Китай, хоть и является лидером в производстве аккумуляторов, сырье импортирует — в основном из Австралии. Это создает для нас комфортную рыночную нишу.

В России конкуренция минимальна. В Мурманской области поблизости от Колмозерского есть еще одно месторождение, но мы скорее партнеры, чем конкуренты. Наши объемы производства позволяют работать без конфликта интересов.

Российско-китайский технологический альянс

Конкуренция — это двигатель прогресса, это аксиома. Особенно в таких высокотехнологичных сферах, как электрификация, электромобили, аккумуляторные батареи. Все понимают: конечный потребитель, тот, кто будет ездить на электромобиле, хочет, чтобы батарея заряжалась быстрее и работала дольше. Это создает постоянный импульс для науки — улучшать потребительские свойства аккумуляторов, а это, в свою очередь, влияет и на сырьевой сектор.

Нам в этом плане немного проще — мы обеспечиваем исходное сырье. Для нас гидроксид лития — конечный продукт, и он менее всего подвержен изменениям. Конечно, могут ужесточаться требования к его чистоте, но сама технология производства литиевой продукции давно отработана.

Научно-практическая конференция Сколтеха «Фронтиры прогресса»
Игорь Демидов на сессии «Тренды, задачи и результаты в области сохранения энергии» в рамках научно-практической конференции Сколтеха «Фронтиры прогресса»Источник: Фотограф Юлия Назарова

Не секрет, что в России еще в 90-х годах существовало производство карбоната лития — на Завитинском месторождении в Забайкалье. В советское время его успешно разрабатывали, так что технологические компетенции в наших институтах сохранились. Мы ими воспользовались: разработкой нашей технологии обогащения и получения гидроксида лития занимается Всероссийский институт минерального сырья (ВИМС), который входит в структуру Роснедр. У них как раз были наработки в этой сфере. Поэтому в части технологий мы идем проверенным путем: берем опробированную классическую технологию и совершенствуем ее, исходя из требований потенциальных потребителей.

А чтобы учесть современные мировые тренды в производстве литиевой продукции, мы дополнительно заключили контракт с ведущей китайской корпорацией — признанным лидером в этой отрасли, на доработку наших технологических процессов. Прямо сейчас идет интересная совместная работа: мы тестируем свою технологию, передаем ее китайским партнерам, они вносят коррективы — где-то лучше видим мы, где-то они. В итоге мы уверены, что наша технология будет оптимальной и вберет в себя все лучшие мировые практики.

Таким образом, мы совмещаем два подхода:

  • Используем проверенные наработки нашего института (ВИМС при Роснедрах).
  • Параллельно дорабатываем технологию с китайскими технологами.

Этот процесс оказался крайне продуктивным. Глубокое погружение в технологические нюансы выявило сильные и слабые стороны каждого подхода. Интересно, что в некоторых аспектах наши решения оказываются более продуманными и требовательными к качеству.

В результате мы получим оптимальную технологию с двойным контролем качества — «дабл-чекингом», что гарантирует высокий конечный результат.

Иными словами, мы берем лучшее из двух подходов: перенимаем передовой китайский опыт, одновременно внедряя наши собственные проверенные практики. Это позволяет создать действительно конкурентную технологию.

Трехступенчатая система подготовки кадров для литиевого проекта

Крайне важным является вопрос кадров. Мы провели прогнозирование персонала для нашего предприятия и определили штатную численность — порядка 1200−1300 человек. Эту задачу мы разбили на три ключевых блока.

Первый блок — это рабочие специальности (например, начальники участков), которые существуют в отрасли. Разработка месторождения — процесс многоэтапный: есть карьерные работы, обогатительная фабрика, химико-металлургический передел. Требования к квалификации различаются в зависимости от этапа. Примерно треть персонала мы без проблем найдем на открытом рынке — здесь сложностей не ожидается.

Второй блок — это уже более квалифицированные специалисты, которых придется целенаправленно искать.

А вот третий блок — молодые кадры, которых нужно начинать готовить заранее, за 2−3 года до запуска месторождения.

Научно-практическая конференция Сколтеха «Фронтиры прогресса»
Научно-практическая конференция Сколтеха «Фронтиры прогресса»Источник: Фотограф Юлия Назарова

Мы уже начали работу по подготовке специалистов. Во-первых, готовимся подключиться к программе «Профессионалитет», которую в Мурманской области активно развивает губернатор Андрей Владимирович Чибис. Это сотрудничество с Мурманским и Мончегорским колледжами для подготовки местных кадров.

Выбор Мончегорского колледжа для нашего проекта не является случайным. Здесь уже готовит профильных специалистов Кольская горно-металлургическая компания «Норникеля». Мы, можно сказать, идем по их стопам.

Особое внимание мы уделяем стыку традиционных технологий и современных инноваций. Есть узкоспециализированные направления — тонкие химические процессы, реагентное хозяйство, процессы доочистки и доведения гидроксида лития до батарейного качества. Для подготовки таких специалистов мы уже в этом году начнем сотрудничество с профильными вузами страны.

Цель — электромобиль российского производства

Наша конечная продукция — это гидроксид лития батарейного качества. Основные потребители — производители катодных материалов, затем ячеек и, в конечном итоге, аккумуляторов. При этом мы ориентируем наши объемы на самый массовый сегмент — электромобили и электробусы.

Хочу подчеркнуть: не стоит ожидать, что наш продукт напрямую пойдет в аккумуляторы для смартфонов. Главная ценность проекта даже не в самом производстве, а в том, что мы создаем сырьевую основу для производственной цепочки «от рудника до электромобиля».

Вот как это работает:

  • Наш проект обеспечивает сырьевую базу — добычу и производство гидроксида лития батарейного качества.
  • Далее продукция поступает на фабрики компании «Рэнера», которая строит в Калининграде и в Москве два завода по производству систем накопления энергии.
  • Росатом параллельно развивает проект создания электромобиля «Атом».
Электромобиль «Атом»
Электромобиль «Атом»Источник: cdnstatic.rg.ru

Таким образом, для массового потребителя мы создаем фундамент — сырьевую основу для будущих поездок на электромобиле российского производства, который будет называться «Атом».

Перепроизводства лития не будет

Эксперты прогнозируют перепроизводство лития к 2030 году. Но прогнозы — дело неблагодарное. Когда мы запускали проект в 2020 году, наши маркетинговые исследования показывали: мировое потребление литиевой продукции в 2023 году составит около 120−130 тысяч тонн, а к 2030 году выйдет на 1,2−1,3 миллиона тонн. Но реальность превзошла ожидания: уже сейчас, в 2023-2025 годах, потребление достигло 500−600 тысяч тонн, а прогнозы на 2030 год увеличились до 3+ миллионов тонн. То есть мы ошиблись в 3−4 раза в меньшую сторону.

Полагаю, что в основе прогноза лежит простое сложение заявленных мощностей всех проектов в мире. Но из 30−40 анонсированных проектов далеко не все будут реализованы. Многие проекты могут не найти финансирования, потому что за ними стоят частные компании. В то время как рынок продолжает расти, мы видим рост спроса — с текущих 500 тысяч до прогнозируемых 3 миллионов тонн. При этом замены литию в сегменте электромобилей пока нет. К тому же наши акционеры тщательно оценивают риски.

Ежегодный мониторинг подтверждает востребованность нашей ниши. Мы на каждой стадии оценки подтверждаем, что наш проект — абсолютно работоспособный и нужный.