марс

Полет на Марс за 30 дней: рекордные температуры плазмы приближают эру межпланетных перелетов

Восемь месяцев в тесной капсуле, несущейся сквозь космическую пустоту — таков сегодня путь к Марсу. Но что, если это время сократится до одного месяца? Кажется невероятным? Однако плазменные двигатели — технология, способная совершить эту революцию — уже существуют и меняют будущее космических полетов.
Автор Наука Mail
Что такое плазменные двигатели?
Потенциал для полетов к Марсу
Ключевые технологии будущего
Преимущества и риски
Кто уже работает над этим?
Когда ждать прорыва?
Что такое плазменные двигатели?
Потенциал для полетов к Марсу
Ключевые технологии будущего
Преимущества и риски
Кто уже работает над этим?
Когда ждать прорыва?
Еще
Космический корабль
Концепт космического корабля с плазменными двигателями: путешествие к Марсу может сократиться с 8 месяцев до 1 месяцаИсточник: Freepik

Сегодня полет на Марс — это долгое и опасное путешествие для космонавтов. Тем временем ученые уже активно работают над созданием прорывной технологии, способной сократить время полета в 8 раз. Речь идет о плазменных двигателях, появление которых станет революцией в космических перелетах и откроет новую эру освоения космоса.

Что такое плазменные двигатели?

Плазменные двигатели представляют собой класс электроракетных двигателей, которые используют ионизированный газ (плазму) в качестве рабочего тела. Их принцип работы кардинально отличается от привычных химических ракет: вместо сжигания топлива они ускоряют заряженные частицы плазмы с помощью электромагнитных полей. Российские ученые из Росатома создали прототип, способный разогнать заряженные частицы до скоростей до 100 км/с — это в 20 раз превышает скорость выброса лучших химических двигателей.

Обычные плазменные двигатели работают на более скромных, но все еще впечатляющих скоростях. Как правило, скорость струи плазменного двигателя находится на уровне 10 км/с и более, некоторые двигатели обеспечивают 30−50 км/с. Для сравнения, скорость выброса газа у самых эффективных химических ракетных двигателей составляет около 4,5 км/с.

Луч света
Плазменные двигатели КМ-75 в своем классе мощности — первые в мире двигатели холловского типа с ускоряющим напряжением свыше 800 В. Это более чем в 2,5 раза выше значений, достигнутых на отечественных и зарубежных аналогах, что обеспечивает экономию до 40% рабочего тела ксенонаИсточник: Роскосмос

Главное преимущество плазменных двигателей — их невероятная топливная эффективность. Российские двигатели КМ-75 демонстрируют ускоряющее напряжение свыше 800 В — более чем в 2,5 раза выше мировых аналогов, что обеспечивает экономию до 40% рабочего тела ксенона.

Среди наиболее перспективных разработок выделяется двигатель VASIMR (Variable Specific Impulse Magnetoplasma Rocket), создаваемый компанией Ad Astra Rocket под руководством бывшего астронавта NASA Франклина Чанг-Диаса. Эта система может достигать скоростей выброса плазмы до 50 км/с, что теоретически позволит добраться до Марса за 39−45 дней. Параллельно активно развиваются холловские двигатели — более простые, но не менее эффективные системы. Европейское космическое агентство использует их с 2003 года, начиная с лунной миссии SMART-1, а SpaceX применяет холловские двигатели на тысячах спутников Starlink для коррекции орбиты и избежания столкновений.

Потенциал для полетов к Марсу

Современные расчеты показывают впечатляющие возможности плазменных технологий для межпланетных перелетов. Специалисты Росатома разработали лабораторный прототип плазменного двигателя мощностью 300 кВт с удельным импульсом не менее 100 км/с. По их расчетам, космический аппарат с таким двигателем доберется до Марса за 30−60 дней против нынешних 180+ дней при использовании химических двигателей.

Однако на пути к революции в космических полетах стоят серьезные технические препятствия. Главная проблема — обеспечение достаточной мощности для работы плазменного двигателя. Для эффективного полета к Марсу требуется источник энергии в сотни киловатт, что далеко превышает возможности солнечных батарей на больших расстояниях от Солнца. NASA активно разрабатывает ядерный реактор Fission Surface Power мощностью не менее 40 кВт, способный работать непрерывно в течение 10 лет, но даже этого может оказаться недостаточно для быстрых межпланетных перелетов.

Марс
Марс становится ближе: плазменные двигатели разгоняют частицы до 100 км/с, сокращая путь с 8 месяцев до 30 днейИсточник: Freepik

Другая проблема связана с относительно низкой тягой плазменных систем. Современные прототипы создают тягу около 6 ньютонов — этого достаточно для постепенного ускорения в космосе, но совершенно недостаточно для преодоления гравитации планеты. Поэтому будущие марсианские экспедиции будут использовать гибридный подход: химические двигатели для старта и посадки, плазменные — для межпланетного перелета.

Ключевые технологии будущего

Прорыв в космических ядерных технологиях может стать ключом к эре быстрых межпланетных полетов. NASA совместно с DARPA планирует протестировать ядерный двигатель DRACO уже в 2027 году. Этот проект направлен на создание ядерной тепловой двигательной установки, которая обеспечит в три раза большую эффективность по сравнению с химическими двигателями и сможет работать в связке с плазменными системами.

Российские ученые идут по пути создания магнитоплазменных ускорителей нового поколения. Прототип, созданный в рамках программы Росатома, демонстрирует тягу не менее 6 Н при удельном импульсе 100 км/с — это рекордные показатели для систем такого типа. Особенность российской разработки в том, что плазма нагревается до температур свыше 1,000,000 K — в 173 раза выше температуры поверхности Солнца, что требует создания принципиально новых жаропрочных материалов.

Интересное направление развивает Европейское космическое агентство — воздухозаборные плазменные двигатели, способные использовать разреженную атмосферу планет в качестве рабочего тела. Такие системы могли бы работать в атмосфере Марса, используя углекислый газ для создания тяги, что значительно упростило бы логистику межпланетных экспедиций.

Преимущества и риски

Сокращение времени полета до Марса с 8 месяцев до 1 месяца кардинально изменит подходы к освоению космоса. Космонавты будут подвергаться воздействию космической радиации в несколько раз меньше времени, что значительно снизит риски для здоровья. Психологическая нагрузка от длительной изоляции также существенно уменьшится. Экономия топлива позволит доставлять больше полезной нагрузки и проводить регулярные грузовые рейсы между Землей и Марсом.

Однако технологический прорыв потребует огромных инвестиций. Создание космических ядерных реакторов и плазменных двигателей нового поколения обойдется в миллиарды долларов. Кроме того, остаются нерешенные вопросы безопасности — работа с ядерными материалами в космосе требует особых мер предосторожности и международного регулирования.

3D-эскиз электромагнитного двигателя термоядерного плазменного двигателя
3D-эскиз электромагнитного двигателя термоядерного плазменного двигателяИсточник: en.m.wikipedia.org

Кто уже работает над этим?

Гонка за создание эффективных плазменных двигателей идет сразу в нескольких направлениях. NASA продолжает финансировать проект VASIMR — в 2015 году американское космическое агентство выделило $10 млн на трехлетний контракт с Ad Astra Rocket Company для доведения технологии до летной готовности.

В России работы ведутся сразу в нескольких институтах. При НИЯУ МИФИ создано малое инновационное предприятие «СТАР» по производству космических плазменных двигателей, а российские двигатели VERA уже запущены в серийное производство для наноспутников. Эти двигатели, созданные в Лаборатории плазменных ракетных двигателей НИЯУ МИФИ, считаются лучшими среди российских аналогов по габаритам, массе, энергоэффективности и безопасности.

Частные компании также активно включились в разработку. Lockheed Martin участвует в программах NASA по созданию ядерных энергосистем для космоса, а SpaceX уже сегодня использует плазменные технологии для управления своей спутниковой группировкой Starlink. Даже такие неожиданные игроки, как индийская компания Bellatrix Aerospace, создали коммерческие холловские двигатели с улучшенными характеристиками.

Когда ждать прорыва?

Временные рамки реализации амбициозных планов зависят от множества факторов. Наиболее оптимистичные прогнозы указывают на 2030−2035 годы как период первых демонстрационных полетов. Испытания российского прототипа намечены на 2030 год, а NASA планирует демонстрацию лунного ядерного реактора в начале 2030-х. Эти проекты станут важными шагами на пути к созданию полноценных межпланетных транспортных систем.

Однако реалистичные оценки экспертов сдвигают сроки полномасштабных пилотируемых миссий к Марсу с плазменными двигателями на период после 2040 года. Слишком много технических проблем требует решения: от создания легких и мощных ядерных реакторов до разработки систем жизнеобеспечения для длительных космических полетов. Кроме того, такие проекты потребуют международного сотрудничества и согласования вопросов безопасности использования ядерных технологий в космосе.

Марс
Что даст человечеству сверхбыстрая космическая логистика?Источник: Unsplash

Плазменные двигатели — это не научная фантастика, а реальность ближайшего будущего. Современные разработки Росатома, успехи NASA в области космических ядерных технологий и активность частных компаний в этой сфере показывают, что эра быстрых межпланетных полетов приближается.

Вопрос «долетим ли мы до Марса за месяц?» уже не кажется утопичным. Технологии существуют, прототипы работают, финансирование выделяется. Остается решить комплекс инженерных и логистических задач, что потребует глобальных инвестиций и международного сотрудничества. Готово ли человечество к такому технологическому скачку? Ответ на этот вопрос мы получим уже в ближайшее десятилетие.