
Когда на берегу Байкала в 1904 году сомкнулись последние рельсы Кругобайкальского участка, Россия обрела то, что можно назвать «железным позвоночником» страны — Транссибирскую магистраль. Эта стальная артерия, растянувшаяся почти на 9300 километров, навсегда изменила ландшафт не только географический, но и социальный, научный и промышленный.

Транссиб, или Великий Сибирский путь, — это крупнейшая железнодорожная линия в мире, пересекающая всю Россию с запада на восток. Она проходит через 11 областей, 5 краев, 2 республики и связывает более десятка крупных городов, включая Москву, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Читу и Владивосток. По пути она пересекает 16 крупных рек, восемь часовых поясов и регионы с вечной мерзлотой.
Начало стройки было положено 31 мая 1891 года, когда цесаревич Николай заложил первый камень под Владивостоком. Строительство шло одновременно с двух сторон, с востока и запада, и было вызовом даже по меркам XIX века. В пике работ до 80 тысяч человек прокладывали по 650 километров пути в год — руками, лопатами и взрывчаткой. Байкал пришлось обходить сначала паромами, но со временем появился и легендарный Кругобайкальский участок с десятками тоннелей и каменных виадуков.

Полноценный сквозной маршрут был завершен 21 июля 1904 года — именно тогда по берегам Байкала и склонам Хамар-Дабана рабочие уложили «золотое звено», связав Москву и Владивосток по российской территории без обхода через Китай. Позже, в 1916 году, пуск Амурского моста у Хабаровска окончательно закрепил маршрут.
Длина Транссиба — более 9200 километров. Для сравнения: Панамский канал короче почти в 50 раз.

Железная дорога позволила сократить путь между европейской частью страны и Дальним Востоком с нескольких месяцев до пары недель. Она обеспечила стратегическую мобильность, что стало критически важно во время Русско-японской войны и в последующие конфликты. Транссиб способствовал развитию промышленности, освоению ресурсов Сибири и основанию десятков новых городов.

Но значение Транссиба не ограничивается лишь транспортом. Это был настоящий инженерный полигон: строительство на вечной мерзлоте, сложные мосты, тоннели — все это дало толчок развитию отечественной инженерной школы. Например, опыт, полученный при сооружении Кругобайкальской дороги и Амурского моста, используется и сегодня, включая проекты в Арктике и на новом этапе развития БАМа.
И тут возникает закономерный вопрос, чем отличается БАМ от Транссиба. Байкало-Амурская магистраль, или сокращенно БАМ, была построена позже — в XX веке. Она проходит севернее, по более сложной и малонаселенной местности, и служит резервной стратегической линией. Технически она проектировалась под более тяжелые составы и строилась с учетом современных на тот момент стандартов. Если Транссиб — это основа всей железнодорожной системы России, то БАМ — ее страховочный и ресурсный дублер.

В XXI веке Транссиб не потерял своей актуальности. По нему перевозится более половины всего российского экспорта, а его модернизация — часть масштабной программы «Восточный полигон», рассчитанной до 2030 года. Цель — увеличить пропускную способность почти вдвое.
Транссибирская магистраль — это не просто дорога. Это живой организм, в чьих артериях течет энергия Евразии, связующая Москву и Тихий океан.
Инфраструктурная мощь России не ограничивается Транссибом — внимание все чаще обращено и к его северному дублеру. Ранее Наука Mail рассказала, как ученые отправились по маршруту БАМа, чтобы исследовать риски для безопасности и раскрыть туристический потенциал этой стратегической линии.