
26 июля 1971 года в 09:34 утра по восточному времени США со стартовой площадки 39A Космического центра Кеннеди взмыл в небо «Аполлон-15». Этот полет считается по-настоящему сфокусированной миссией по исследованию Луны.
Всего через три дня после старта, 29 июля, «Аполлон-15» плавно вышел на лунную орбиту. Его «космический дуэт» состоял из командно-служебного модуля (CSM) «Индевор» (в честь знаменитого исследовательского судна капитана Джеймса Кука) и лунного модуля (LM) «Фалькон». На борту этого корабля находился экипаж: командир миссии полковник Дэвид Рэндольф Скотт, пилот командного модуля майор Альфред Меррилл Уорден и пилот лунного модуля подполковник Джеймс Бенсон Ирвин.

Чем отличалась миссия Аполлон-15 от других
«Аполлон-15» ознаменовал собой переход лунной программы США на совершенно новый, гораздо более амбициозный уровень. Если «Аполлоны» с 11 по 14 были заняты тем, чтобы добраться до Луны и отточить мастерство точных приземлений, то 15 миссия задала новую планку. Ее главной целью стали длительные исследовательские выходы по лунной поверхности и проведение комплексных научных исследований как на самой Луне, так и с ее орбиты.
Чтобы справиться с такими задачами, экипаж прошел настоящий геологический «курс молодого бойца». Астронавты заранее совершали обширные полевые экспедиции в земные регионы, напоминающие лунный ландшафт, чтобы изучать геологию и практиковать первое в истории глубокое бурение на поверхности другого небесного тела.
Полет от Земли прошел практически безупречно. Случилась лишь небольшая задержка в 25 минут при отстыковке «Фалькона» от «Индевора». Но сложностей добавило место посадки. В отличие от предыдущих миссий, которые приземлялись недалеко от экватора и в пологих низменностях «лунных морей», «Аполлон-15» опустился в высоких широтах, прямо в гористой местности лунного хребта Апеннины, на самом краю Моря Дождей. И для экипажа это было смелое решение.

Первая миссия с лунным вездеходом
После приземления астронавты проделали большую работу: развернули новый набор научного оборудования с ядерными источниками энергии, установили американский флаг и улучшенную антенну связи. А затем они перешли к развертыванию лунного вездехода LRV (от англ. lunar roving vehicle).
Идея отправить аппарат, способный передвигаться по Луне, витала в NASA более десяти лет. Но это было настоящим вызовом: природа лунной поверхности была загадкой, а робототехника 1960-х годов была слишком примитивной, чтобы позволить автономные операции. Поэтому, как только стало ясно, что астронавты смогут сами управлять таким аппаратом на Луне, в октябре 1969 года NASA заключило контракт с компанией Boeing. У них было всего 17 месяцев, чтобы разработать, собрать и испытать этот электромобиль. И он должен был не просто работать, но и быть достаточно легким, компактным и прочным, чтобы поместиться в специальный отсек полезной нагрузки лунного модуля.

В результате получился четырехколесный автомобиль, похожий на багги — отсюда и его ласковое прозвище «лунный багги». Он был 3 метра в длину с колесной базой 2,3 метра. На Земле он весил 210 кг, но на Луне — всего 34 кг. Это создавало уникальную инженерную проблему: никто толком не знал, как такая машина поведет себя в условиях низкой гравитации.
Итог: за три рабочих «прогулки» луноход преодолел в общей сложности 27,76 километра. Несмотря на некоторые ранние технические сбои, астронавты были в восторге от своего средства передвижения. Они моментально оценили, насколько он полезен для исследования Луны, ведь на нем было гораздо легче передвигаться, чем пешком. Это позволяло не только покрывать огромные расстояния, но и, что крайне важно, экономить драгоценный кислород.
Во время этих увлекательных поездок Скотт и Ирвин останавливались, чтобы сделать сотни фотографий и собрать настоящий геологический клад — 77,31 кг лунных образцов. И среди них – одна из жемчужин миссии: знаменитый Камень Бытия, один из древнейших образцов лунной коры, давший ученым бесценную информацию о ранней истории нашего спутника.
Что такое Камень Бытия
Камень Бытия представлял собой невзрачный, на первый взгляд, булыжник размером около 90 мм и весом почти 270 граммов. Но именно он должен был стать ключом к разгадке самых фундаментальных тайн Луны.
Что в нем такого особенного? Геологи на Земле, особенно профессор Ли Силвер, заранее нацеливали астронавтов на поиски анортозитов – особого типа горных пород, состоящих почти полностью (на 98%) из плагиоклаза, светлого минерала, который является основным компонентом древнейших магматических пород. Ученые верили: такой камень — это буквально фрагмент первозданной лунной коры, образовавшейся в самом начале ее истории. Его изучение могло бы пролить свет не только на происхождение Луны, но и всей Солнечной системы.

Когда 1 августа 1971 года Скотт и Ирвин по радио сообщили о находке, в Центре управления полетами на Земле разразилась настоящая эйфория. Геологи, ожидавшие этого момента затаив дыхание, буквально взревели от восторга. Сами астронавты на Луне тоже не скрывали своей радости. Находка была настолько важна, что, несмотря на обнаружение других похожих, но меньших камней, именно этому образцу дали такое звучное, почти библейское имя — Камень Бытия, ведь от него ожидали ответов о зарождении мира.
Однако когда Камень Бытия, наконец, попал в земные лаборатории и был изучен под микроскопом, а его изотопный состав (особенно соотношение стронция-86 и стронция-87) тщательно проанализирован, ученых ждал сюрприз. Вместо ожидаемых «первых минут» существования Луны, возраст камня оказался 4,1 ± 0,1 миллиарда лет. Это значит, что, несмотря на свою солидную древность (он образовался в период, который называется Донектарским), Камень Бытия значительно моложе самой Луны, чей возраст оценивается примерно в 4,5 миллиарда лет.

Общепринятая теория гласит, что лунная кора сформировалась, когда легкие плагиоклазы «всплыли» на поверхность огромного океана расплавленной магмы, покрывавшего молодую Луну. Но Камень Бытия оказался слишком «юным» для того, чтобы быть прямым доказательством этого первичного процесса. Таким образом, он не только не дал окончательных ответов о происхождении Луны, но и, наоборот, добавил новые вопросы. Загадка формирования нашего спутника остается открытой по сей день.
Судьба фрагментов и другие подвиги Аполлона-15
Сегодня Камень Бытия не существует в своем первоначальном виде. Он был бережно разделен на множество мелких фрагментов, которые разлетелись по лабораториям мира для изучения. Большая часть хранится в специальном здании для лунных образцов в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, а часть — в резервном хранилище на авиабазе ВВС Брукс в Сан-Антонио.
Но «Аполлон-15» вошел в историю не только благодаря использованию лунохода и Камню Бытия. Миссия подарила еще два незабываемых момента:
- Космический эксперимент Галилея: Дэвид Скотт, стоя на поверхности Луны, в прямом эфире провел эксперимент, который Галилей задумал много веков назад. Он одновременно отпустил молоток и перо. Что произошло? Они упали на лунную пыль одновременно. Это наглядно доказало, что в вакууме (где нет сопротивления воздуха) все объекты падают с одинаковой скоростью независимо от их веса — их движение определяет только гравитация.
- Мемориал павшим астронавтам: в другом трогательном жесте Скотт поместил на лунную поверхность небольшую алюминиевую фигурку человека – Павшего Астронавта — вместе с мемориальной табличкой, на которой были выгравированы имена 14 погибших американских астронавтов и советских космонавтов. Этот акт, хотя и не был показан в прямом эфире, стал мощным символом единства и жертвенности в освоении космоса, о котором Скотт рассказал на пресс-конференции после возвращения.

Сегодня считается, что «звездные моменты» «Аполлона-15» — это не просто научные факты. Это история о человеческом любопытстве, мужестве, готовности к неожиданностям и о том, как наука, даже не давая всех ответов, продолжает вдохновлять людей на новые открытия.
Миссия окончилась 7 августа 1971 года. Экипаж приземлился в Тихом океане к северу от Гавайев.
«Аполлон-15» не просто доставил людей на Луну, а открыл новую главу в истории исследования космоса, превратив Луну из далекой цели в настоящую научную лабораторию, доступную для детального изучения.