
Семь чудес света — это список выдающихся архитектурных сооружений античности, признанных греками как примеры мастерства и величия. Рассказываем о них подробнее.
К семи чудесам относятся: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк.
Единственное полностью сохранившееся чудо — пирамида Хеопса. Остальные были разрушены землетрясениями, пожарами или разобраны.
Большинство сооружений были созданы греками или под их влиянием, что отражает культурный фокус эллинистического мира.
Число семь выбрано неслучайно — оно считалось сакральным.
Семь чудес стали прообразом туристических маршрутов: путешественники античности стремились увидеть впечатляющие сооружения вживую, несмотря на трудности и расстояния.
7 чудес света Древнего мира
Рассказываем о каждом из семи удивительных достижений древней архитектуры в хронологическом порядке.
1. Пирамида Хеопса

Дата постройки: XXVI век до н.э.
Пирамиды в Гизе веками восхищали людей. И конечно же, среди них выделяется именно пирамида царя Хуфу (Хеопс — древнегреческое прочтение имени), самая крупная и самая древняя.
Изначально 146-метровая пирамида была гладкой, покрытой белым известняком, а наверху была установлена позолоченная верхушка-пирамидион. Увы, она считалась утерянной уже при греках, а облицовка просуществовала до XIX века, но была разрушена в результате стихийных бедствий и растащена для строительств в Каире.
В 1990-м году были обнаружены захоронения, доказавшие, что пирамиды строили не рабы, а вольные рабочие, причем как мужчины, так и женщины. Геродот указывал, что для строительства пирамиды было привлечено 100 тысяч человек. Однако современные ученые сходятся во мнении, что потребовалось от 13 до 40 тысяч рабочих.
2. Висячие сады Семирамиды

Дата постройки: VIII-VI века до н.э.
Висячие сады Семирамиды — наиболее загадочное из всех чудес. Это полулегендарное сооружение, представлявшее собой многоуровневые пышные сады с водопадами и даже отдельной ирригационной системой. Их происхождение, как и местоположение, до сих пор является предметом научных дискуссий и спекуляций.
«Любопытно, что «висячие сады», судя по всему, находились не в Вавилоне и к легендарной Семирамиде не имели никакого отношения, однако оказались в списке именно потому, что Вавилон должен был присутствовать», — объясняет Александр Бутягин, заведующий сектором Античной археологии Государственного Эрмитажа, ассистент кафедры археологии Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.
Существует три теории относительно Висячих садов. Согласно первой, их вовсе не существовало: греки и римляне обобщили различные сооружения Востока. Согласно второй, основанной на сочинениях Иосифа Флавия, Висячие сады были созданы вавилонским царем Навуходоносором II для своей супруги. Третья же теория полагает, что сады были не в Вавилоне, а в Ниневии (ныне Мосул, Ирак) и созданы ассирийским царем Синаххерибом.
3. Храм Артемиды в Эфесе

Дата постройки: VI-IV века до н.э.
Эфес (ныне провинция Измир, Турция) славился своим почитанием Артемиды, сестры Аполлона. Ее культ существовал в греческом городе с незапамятных времен, и самое раннее святилище было построено еще в VIII веке до н.э.
В VI веке до н.э. на его месте был построен храм, просуществовавший до 356 года до н.э., когда некто Герострат поджег его, желая увековечить свое имя.
В 323 г. до н.э. началось строительство нового храма, который и восхваляет Антипатр в своем стихотворении. Это было поистине грандиозное сооружение: 137 метров в длину, 69 метров в ширину и 18 метров в высоту. Плиний Старший писал, что колонны, поддерживающие крышу, были подарены 127 разными царями, а внутри храм был украшен работами знаменитых скульпторов и художников.
Храм простоял примерно до V века н.э., прежде чем оказаться забытым и, возможно, разобранным принявшими христианство византийцами.
4. Статуя Зевса в Олимпии

Дата постройки: V век до н.э.
Какому божественному культу греки ни были бы привержены, ничто не могло сравниться с трепетом перед величием Зевса. Статуя в Олимпии, выполненная великим скульптором античности Фидием, — высшая дань почитания повелителю богов и людей.
Статуя была заказана жителями Элиды, полиса, ответственного за проведение Олимпийских игр. В середине V века до н.э. элидцы построили посвященный Зевсу мраморный храм, достигавший в высоту 20 метров. Греки считали храмы земными обиталищами богов, а потому храм Зевса не мог обойтись без самого Зевса.
Результатом стала 12-метровая статуя из дерева, покрытого слоновой костью и золотом. Согласно Павсанию, в правой руке восседающего на троне Зевса находилась богиня победы Ника, а в левой — скипетр с орлом. Статую окружал бассейн из оливкового масла, которое препятствовало разрушению слоновой кости. Сооружение визуально увеличивало размер Зевса.
Статуя существовала около 1000 лет. В IV веке н.э. она была вывезена в Константинополь, где через 100-200 лет была уничтожена в результате пожара или стихийных бедствий.
5. Мавзолей в Галикарнасе

Дата постройки: 351-й год до н.э.
В 377 году до н.э. персидским наместником Карии, района Малой Азии (провинция Мугла, Турция), стал Мавсол, правивший вместе со своей супругой Артемисией II. Вместе они перенесли столицу Карии в греческий город Галикарнас, родину Геродота, объединив его с близлежащими поселениями. В 353 году до н.э. Мавсол умер, побудив горюющую Артемисию построить грандиозную усыпальницу.
Строительство гробницы заняло два года. Как отмечал антиковед Саймон Хорнблоуэр в труде «Мавсол» (1982), над ней трудились лучшие греческие архитекторы и скульпторы. В их число входил Скопас — созданные им статуи стояли в Храме Артемиды в Эфесе. 45-метровое здание совмещало греческие и карийские элементы, было украшено прекрасными рельефами и колоннами, а на вершине стояли статуи Мавсола и Артемисии.
Усыпальница, от которой произошло слово «мавзолей», простояла до средних веков, однако к XV веку была почти разрушена из-за землетрясений. В 1494 году рыцари-госпитальеры построили на этом месте Замок Святого Петра, используя материалы Галикарнасского мавзолея.
6. Колосс Родосский

Дата постройки: III век до н.э.
Колосс Родосский впечатляет не меньше, чем Зевс из Олимпии. Именно Колоссом вдохновился француз Фредерик Огюст Бартольди при создании Статуи Свободы. Монументальная скульптура общим размером в 32 метра изображала Гелиоса — бога Солнца, отождествляемого с Аполлоном.
В 305-304 годах до н.э. военачальник, а затем и царь Македонии Деметрий I Полиоркет вел изнурительную осаду острова Родос, однако был вынужден отступить. Согласно Плинию Старшему, родосцы продали осадное оборудование Деметрия. На выручку заказали у видного скульптора Харета бронзовую статую Гелиоса, которую тот строил 12 лет.
Современные исследователи сомневаются, что Колосс возвышался над входом в гавань, опираясь ногами на оба берега. Впрочем, скорее всего, у него действительно на голове был венец из лучей, а правой рукой он прикрывал лоб.
Статуя простояла всего около 60 лет, и в 227 или 226 годах до н.э. повалилась из-за сильного землетрясения. Согласно преданию, родосцы побоялись, что разгневали Гелиоса, а потому не смели воздвигать статую вновь. В VII веке н.э. шестой халиф Арабского халифата Муавия захватил Родос и переплавил лежавшую веками статую.
7. Александрийский маяк

Дата постройки: III век до н.э.
В 332 году до н.э. Александр Македонский отвоевал у персов Египет, основав близ устья Нила Александрию. Знаменитый полководец скончался в том же году, и Египет достался его соратнику, Птолемею I Сотеру. Молодой портовый город соединял морские пути всего Средиземноморья — Птолемей осознавал необходимость маяка, который освещал бы путь кораблям и служил наблюдательным пунктом.
Время возведения маяка примерно совпадает с Колоссом Родосским. Строительство заняло 12 лет и завершилось уже при сыне Птолемея. Ссылаясь на арабские источники в работе «Архитектура Александрии и Египта с 300 г. до н.э. по 700 г. н.э.» (2009), Джудит МакКензи предположила, что высота маяка составляла от 103 до 118 метров.
К сожалению, второе по высоте здание древнего мира ждала участь, схожая с Галикарнасским мавзолеем — в средние века здание было разрушено землетрясениями, а в XV веке руины были разобраны для строительства крепости Кайт-Бей.
Кто и когда составил список семи чудес света
Традиционно первым составителем списка считается живший в Риме греческий поэт II века до н.э. Антипатр Сидонский. В своем стихотворении он впервые упомянул семь чудес, которые ему довелось увидеть. Впрочем, вместо Александрийского маяка Антипатр указал стены Вавилона, но в те времена перечень еще не был устоявшимся, и определенные чудеса архитектуры нередко менялись.
С этого момента семь чудес света стали неотъемлемой частью античного сознания. К ним отсылались, например, греческие историки Диодор Сицилийский (I век до н.э.) и Страбон (I век до н.э. — I век н.э.), а также римляне Гигин (I век до н.э. — I век н.э.) и Квинт Курций Руф (I век н.э.).
Чуть более привычный нам список составил некто Филон Византийский. Под этим именем известен древнегреческий инженер III века до н.э., однако многие ученые считают, что авторство принадлежит более позднему автору, жившему в IV-V веках н.э.
«В дальнейшем существовали различные списки чудес. В них вносились разнообразные постройки, в том числе и римские. Христианские писатели составили список чудес, связанных с этой религией. Как известно, и сейчас делаются попытки составлять новые списки современных чудес. Канонический список появляется только в XVI веке. Он составлен на основе различных античных перечней», — рассказывает Александр Бутягин.
Почему семь чудес света называют именно так
«Число семь является важным и сакральным для большого числа народов. Проявляется это и в греческой культуре, хотя и не особенно часто. Например, город Фивы имел семь ворот, а лира Аполлона — семь струн, было гадание, рассчитанное на семь астрагалов (гадальных костей), семь голов встречается у гидры и дракона Лафона. Интересно, что у Геродота таких чудес меньше, но потом они вырастают именно до числа семь. Здесь можно увидеть именно связь с Аполлоном, который отвечал за различные культурные действия, и именно с ним связывались удивительные «деяния рук человеческих», — объясняет Александр Бутягин.
Что же касается «чуда», изначально греки использовали несколько иное понятие.
«Чудеса» следует понимать, конечно, как «чудесные сооружения, сделанные человеком», то есть «рукотворные чудеса». Изначально греки использовали не «чудо», а близкое ему по произношению слово, означавшее достопримечательность. Изменение следует считать связанным с тем, что именно эти достопримечательности были признаны особыми — выдающимися, то есть «чудесами» в обыденном смысле», — отмечает эксперт.
Таким образом, семь чудес света были в своем роде путеводителем по эллинистическому (иначе говоря, древнегреческому) миру. Они несли священный характер и восхищали посещавших их путешественников.
Вопросы и ответы
Собрали ответы на распространенные вопросы о семи чудесах света.
Какие чудеса света сохранились до наших дней?

В настоящее время целиком сохранилось лишь одно чудо — пирамида Хеопса. До нее стоит добираться из Каира или Эль-Гизы на общественном транспорте, автомобиле, либо заказав экскурсию, если находитесь в других городах.
Это, однако, не значит, что совсем нельзя прикоснуться к другим достояниям древнего мира. Например, руины эфесского храма Артемиды находятся в пешей доступности от современного города Сельчук (провинция Измир, Турция).
Статуи Зевса, увы, давно не существует, однако по-прежнему есть возможность полюбоваться остатками храма, в котором она находилась. Руины Галикарнасского мавзолея находятся в турецком городе Бодрум. Ну а на месте Александрийского маяка нынче стоит цитадель Кайт-Бей (Александрия, Египет), которая содержит его остатки.
Почему именно эти постройки попали в список семи чудес?
Среди семи чудес света Древнего мира лишь два не были результатом деятельности греков. Александр Бутягин объясняет, почему у чудес была такая география распространения:
«Такая ситуация неудивительна. Греки всегда отличались грекоцентричностью, разделяя мир на «эллинский» и «варварский», причем к варварскому миру относили даже такие почтенные народы, как египтян и вавилонян. Их интересовала собственная культура, и поэтому они выбирали в первую очередь те достопримечательности, которые отвечали их эстетическим запросам. В то же время восточные чудеса отдают дань мощи древних культур, которых греки считали носителями мудрости и таинственного знания».
Однако, как мы выяснили, список неоднократно менялся. Но, по словам эксперта, принцип всегда был одним и тем же:
«Впрочем, изначально в список входили и стены Вавилона, вытесненные Александрийским маяком, чудом хоть и греческим, но построенным в Египте. Соотношение «четыре греческих и три восточных чуда» сохранилось».
Правда ли, что из-за древних чудес света развивался античный туризм?
Отчасти это верно. Как отмечал антиковед Лайонел Кассон в работе «Путешествия в древнем мире» (1974), признаки «туризма», то есть путешествий с целью досуга, появились в Древнем Египте в период Нового царства (XVI-XI века до н.э.). Шедшие по Нилу писцы любовались пирамидами и храмами, уже тогда считавшимися памятниками невообразимо далекого прошлого.
Ради того, чтобы полюбоваться диковинными местами, путешествовали и греки. Геродот в своей «Истории» писал об эллинах VI века до н.э., приезжавших в Египет, чтобы «посмотреть страну». Охотно путешествовали эллины и по самой Греции.

После завоеваний Александра Македонского в IV веке до н.э. представления об ойкумене расширились. Греческий язык и его носители распространились вплоть до Северной Индии. От Западного Средиземноморья до Ближнего Востока расположились семь чудес света Древнего мира — пусть античные маршруты и не были самыми безопасными, каждое чудо вполне можно было узреть в течение жизни.
Во II веке до н.э. Греция стала подконтрольна Риму. С этого момента начался расцвет античного туризма — зажиточные граждане активно посещали достопримечательности Греции, Египта и Малой Азии.