Эффект зловещей долины: почему искусственные копии человека вызывают страх и отвращение

Он смотрит почти как человек. Его улыбка чуть заторможена, взгляд направлен в никуда, а движения выглядят неестественно. Мы понимаем, что это робот, но внезапно нас охватывает неприязнь и страх. Причина этого неприятного чувства — эффект «зловещей долины», возникающий при виде человекоподобного объекта.
Авторы и эксперты
Автор Наука Mail
Основатель бюро по проектированию и внедрению робототехники в промышленность
Главное об эффекте зловещей долины
Почему возникает эффект зловещей долины
Примеры эффекта зловещей долины
Как преодолеть эффект зловещей долины
Мнение эксперта
Главное об эффекте зловещей долины
Почему возникает эффект зловещей долины
Примеры эффекта зловещей долины
Как преодолеть эффект зловещей долины
Мнение эксперта
Еще
Робот Alter воссоздает движения человека, но многие испытывают эффект зловещей долины, глядя на него
Гуманоидный робот-андроид Alter воссоздает движения человека в музее Миракяна в ТокиоИсточник: Unsplash

В статье рассказываем, почему возникает эффект «зловещей долины», какие роботы или персонажи вызывают его, и как сегодня его пытаются преодолеть.

Главное об эффекте зловещей долины

  • Эффект «зловещей долины» относят к психологическим реакциям. Он выражается в появлении резкой антипатии при виде объекта, почти идентичного человеку, но с небольшими отклонениями в мимике, движениях или внешнем виде.
  • Впервые об этом явлении написал японский робототехник Масахиро Мори в 1970 году. Он назвал его «букими, но тани», что в переводе означает «зловещая долина». Название отсылает к графику: на нем изображена кривая эмоциональной реакции людей на человекоподобный объект. Сначала график идет вверх при увеличении схожести, а потом вдруг резко проваливается вниз до неприязни и отвращения.
  • Основные причины возникновения психологической реакции: нарушение ожиданий, эволюционные механизмы распознавания «ненастоящего» и подсознательный страх перед неизвестной силой.
  • Яркие примеры ― робот София, анимация в «Полярном экспрессе», зомби в кино, цифровое воскрешение актеров.
  • Чтобы избежать эффекта «зловещей долины», используют стилизацию вместо гиперреализма или, наоборот, тщательно прорабатывают детали до полной схожести.

Почему эффект зловещей долины так называется: история понятия

В 1970 году профессор Масахиро Мори исследовал, как люди воспринимают роботов. Он построил график, где по оси X отметил степень сходства с человеком, а по оси Y — уровень симпатии. Кривая сначала плавно росла: чем больше робот напоминал человека, тем приятнее он казался. Но в какой-то момент, когда сходство стало почти полным, но не идеальным, график резко упал вниз, образуя глубокую яму.

График эффекта зловещей долины
График эффекта «зловещей долины»Источник: Соцсети

Это явление получило название «зловещей долины» (англ. Uncanny Valley), потому что почти человеческие, но несовершенные объекты вызывали у наблюдателей тревогу и даже отвращение — как будто перед ними что-то опасное.

Однако, как отмечает коллектив ученых факультета компьютерных наук Университета Аалто в Финляндии, эмпирические доказательства гипотезы зловещей долины до сих пор неоднозначны. В научной работе они пишут о необходимости дополнительных исследований, чтобы точно определить условия появления этого феномена.

Почему возникает эффект зловещей долины

Существует несколько объяснений, почему почти реалистичные, но несовершенные копии человека вызывают такой сильный дискомфорт.

1. Несоответствие норме

Мозг автоматически сравнивает увиденное с шаблоном типичного человеческого лица или тела. Если что-то не совпадает — например, глаза двигаются неестественно или кожа выглядит «пластиковой», то возникает когнитивный диссонанс. Ученые полагают, что именно несоответствие типичным нормам и вызывает этот эффект.

2. Эволюционный механизм

С биологической точки зрения, отвращение к «почти живому» могло развиться как защита от больных людей. Неправильная мимика или движения подсознательно воспринимаются как признак болезни или угрозы.

Эффект зловещей долины возникает, когда черты лица кажутся неестественными
Эффект зловещей долины возникает, когда черты лица кажутся неестественными, например, застывший взглядИсточник: Unsplash

3. Потенциальная угроза

Историк Минсу Канг предположил, что причина страха перед гуманоидом может крыться в осознании его физического превосходства и силы. К этому добавляются и ощущения от просмотра кинолент о восстании роботов и борьбе с могущественными машинами.

Примеры эффекта зловещей долины

Эффект проявляется в самых разных сферах — от робототехники до кинематографа.

1. Робот София (Hanson Robotics)

Человекоподобный робот в виде женщины. Она умеет выражать 60 эмоций, обладает искусственным интеллектом и функцией распознавания лиц. София приняла участия в разных интервью по всему миру и даже была в России в 2017 году на телевизионной программе. Ее гиперреалистичное лицо с подвижной мимикой восхищает, но в то же время пугает из-за «пустого» взгляда и задержек в реакции.

Человекоподобный робот София
Робот СофияИсточник: Unsplash

2. Robo-C 2

Российская модель робота, похожего на человека. Его особенность ― гиперреалистичная кожа, а также подвижная мимика. Он умеет общаться с людьми и даже консультирует их. У андроида есть 30 «мимических мышц» — всего на 12 меньше, чем у человека.

3. Фильм «Полярный экспресс» (2004)

Анимированные персонажи, созданные с использованием компьютерной графики, казались зрителю «странными» — их лица были слишком гладкими, а эмоции неестественными.

4. Цифровое воскрешение актеров в кино

Попытки «оживить» умерших знаменитостей (например, Питера Кушинга в киноленте «Изгой-один. Звездные войны») часто вызывали споры: часть зрителей находила такие сцены жуткими.

5. Видеоигры

Ранние попытки создать реалистичных персонажей (например, в играх серии «Resident Evil») приводили к неестественным лицам и угловатым движениям, что усиливало эффект «зловещей долины».

Как преодолеть эффект зловещей долины

Современные разработчики используют несколько стратегий, чтобы минимизировать эффект.

  • Стилизация вместо гиперреализма. Анимационные студии, такие как Pixar, сознательно избегают полного реализма, делая персонажей условными (большие глаза, упрощенные черты). Это исключает сравнение с реальными людьми.
  • Детальная проработка мимики. Технологии вроде motion capture и нейросетей помогают точнее передавать эмоции. Например, в «Аватаре» Джеймса Кэмерона мимика героев была тщательно синхронизирована с актерами.
  • Избегание статичности. Движения должны быть плавными и естественными. Роботы, которые копируют человеческую мимику, но делают это с задержкой, усиливают негативный эффект.
  • Тестирование на фокус-группах. Перед релизом продукта (например, игры или фильма) важно собирать обратную связь: если зрители отмечают дискомфорт, стоит доработать дизайн.
Роботизированный комплекс
Роботизированный комплекс на автомобильном производствеИсточник: Unsplash

Мнение эксперта

Редакция Науки Mail спросила у основателя бюро по проектированию и внедрению робототехники в промышленность Алексея Суслова, по какому пути пойдет человечество в создании роботов, чтобы исключить эффект «зловещей долины».

«Главный критерий выбора — это экономический фактор. Роботы, которые выполняют функции человека по перемещению грузов и сборке оборудования, не требуют схожести с человеком. Разработчики не станут вкладываться в такие модели. Все будет сконцентрировано на функционале программирования, грузоподъемности и мобильности.

В сервисной робототехнике, наоборот, нужны человекоподобные роботы, но там больше важна информационная составляющая, а не схожесть с людьми. Какие-то специфические нишевые сегменты рынка могут подтолкнуть разработчиков пойти по пути производства роботов, абсолютно копирующих людей, но здесь пока не будет экономической целесообразности, а значит, и большого финансирования. Таким образом, в ближайшее время люди будут производить не схожих с человеком роботов и не столкнутся массово с эффектом «зловещей долины».

Человекоподобный робот TOCABI
TOCABI — гуманоидный аниматронический робот высотой 180 см и весом 100 кг. Он способен как к автономному управлению, так и к управлению удаленным аватаром через виртуальную реальность (VR), когда робот повторяет движения за человекомИсточник: Unsplash

Однако что касается искусственного интеллекта, то мне кажется, мы как раз на пороге «зловещей долины». ИИ уже почти свободно общается с человеком на равных, может успешно выполнять функции разных специалистов, что, с одной стороны, поражает, а с другой настораживает.

Мы сейчас односторонне поглощаем информацию в большом количестве, не перерабатывая и не анализируя ее. Нас перестают окружать стабильные сообщества, люди остаются наедине с самими собой, но в иллюзии, что вокруг них кипит жизнь».