
За двадцать лет до «Титаника» на Великих озерах был спущен на воду другой пароход, который рекламировался как прорыв в кораблестроении. «Вестерн Резерв» был одним из первых цельнометаллических грузовых судов, предназначенных для плавания по обширной акватории Великих озер. Трехсотфутовый (91,4 метр) грузовой корабль, прозванный газетами «озерной гончей» (англ. the inland greyhound, «внутренняя гончая» — подразумевалось, что судно не будет выходить в море) был специально спроектирован для побития рекордов скорости и считался одним из самых безопасных пресноводных судов своего времени. Владелец Питер Минч так гордился судном, что в августе 1892 года взял на борт свою жену и маленьких детей для летнего путешествия.
30 августа, когда корабль вошел в залив Уайтфиш на озере Верхнее (Superior Lake) между Мичиганом и Канадой, поднялся штормовой ветер. На борту не было груза, и огромный корабль болтало как щепку. В конце концов корпус не выдержал напора волн и раскололся пополам. Двадцать семь человек погибли, в том числе капитан Минч и его семья. Единственным выжившим оказался рулевой Гарри Стюарт, который преодолел около мили (1,6 километра) до берега после того, как перевернулась спасательная шлюпка.

Почти 132 года озеро скрывало обломки. В июле 2024 года исследователи из Исторического общества кораблекрушений на Великих озерах (The Great Lakes Shipwreck Historical Society) обнаружили их у полуострова Верхний в штате Мичиган. Специалисты объявили об открытии на ежегодном фестивале «Корабли-призраки» в Манитовоке, штат Висконсин 8 марта 2025 года.
Два года поисков
Дэррил Эртел, директор по поисковым работам общества, и его брат Дэн Эртел потратили более двух лет на поиски «Западного резерва». 22 июля 2024 года они отправились в путь на исследовательском судне общества «Дэвид Бойд». Однако из-за интенсивного судоходства в тот день им пришлось изменить курс и искать в районе, который считался малоперспективным.

Братья буксировали за своим кораблем гидролокатор бокового обзора. Он сканирует массу воды по правому и левому борту, предоставляя более обширную картину дна, чем локатор, установленный под днищем корабля или лодки. Примерно в 60 милях (97 километрах) к северо-западу от Уайтфиш-Пойнт на Верхнем полуострове они заметили линию с тенью позади нее на глубине 182 метра. Они увеличили разрешение сканера и увидели контуры большого корабля, расколовшегося надвое. Нос судна был заброшен на корму.
Восемь дней спустя братья вернулись на место крушения вместе с другими исследователями. Они запустили подводный беспилотник, который сделал четкие снимки ходового прожектора левого борта, совпадающего с изображением ходового огня правого борта «Вестерн Резерв», который выбросило на берег в Канаде после крушения. Тогда это был единственный предмет, оставшийся от погибшего корабля.
Корабль был сильно поврежден, но обломки хорошо сохранились в холодной пресной воде. Впрочем, поднимать судно с большой глубины не планируется.
Печальная хроника Великих озер
С 1700-х годов Великие озера поглотили тысячи кораблей и унесли жизни десятков тысяч моряков и пассажиров. Пожалуй, самым известным затонувшим кораблем является «Эдмунд Фицджеральд», рудовоз, который попал в шторм в ноябре 1975 года и затонул у Уайтфиш-Пойнт в 100 милях от берега. Весь экипаж погиб. Этот инцидент был увековечен в песне Гордона Лайтфута «Гибель “Эдмунда Фицджеральда”».
Сезон штормов на озерах начинается в ноябре, когда относительно теплая вода контактирует с холодным воздухом. Из-за разницы температур над открытой водой формируются сильнейшие ветры, создавая волны высотой до 10 метров. Озера в это время могут быть опаснее океанов, потому что их площадь меньше, и кораблям сложнее маневрировать во время штормов.

Хрупкая сталь
В августе штормы в бассейне Великих озер случаются редко. В архивной сводке Национальной метеорологической службы шторм, который потопил Western Reserve, назван «относительно слабым».
В кратком отчете Морского исторического общества штата Висконсин о крушении «Вестерн Резерв» отмечалось, что эпоха крупнотоннажных стальных судов только начиналась, и корпус возможно, был слабым и не выдержал изгиба и скручивания во время шторма. Сталь становится хрупкой при низких температурах, характерных для вод Великих озер. По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований средняя температура воды в Верхнем озере в конце августа составляет около 16 градусов по Цельсию.

В отчете отмечается, что при строительстве «Титаника» использовалась та же сталь, что и в Western Reserve. Впрочем, при столкновении с крупным айсбергом «Титаник» бы не спасла и любая другая сталь.
Об экспериментальной технологии выплавки стали без вредных выбросов читайте в другом материале.