
В центре исследования оказался курс «Организация и окружающая среда», который читается на бакалавриате по деловому администрированию в Университете Радбауда. Студенты могли посещать занятия очно, смотреть их в прямом эфире или в записи. При этом каждый указывал, как именно он «присутствовал» на каждой конкретной лекции.
На экзамене студентам задавали по три вопроса на каждую лекцию по темам, которые разбирались в разных форматах. Это позволило сопоставить форму участия и качество усвоения материала. Оказалось, что способ получения информации не влиял на результаты — все студенты продемонстрировали примерно одинаковый уровень знаний.

Результаты показывают: ключевой причиной успеха становится не формат, а наличие выбора, что особенно важно для студентов с ограниченными возможностями или тех, кому сложно добираться до кампуса. Важно также то, насколько преподаватели вовлекают студентов. В рассматриваемом курсе использовались чаты и онлайн-викторины, благодаря чему даже те, кто учился дистанционно, могли активно участвовать в процессе.
Не следует забывать, что университет — это не только лекции. Это место встреч, общения и развития социальных связей. Учеба — это еще и опыт, который невозможно полностью передать через экран. Но и здесь физическое присутствие не является гарантией социальной сплоченности.
Ученые подчеркивают: пандемия COVID-19 сделала образование гибче, и именно инновационный подход делает его по-настоящему современным.
Другие ученые тем временем выяснили, что частное дошкольное образование не влияет на успехи ребенка.