Разработан VR-тренажер поведения в стрессовых ситуациях

VR-приложения для медитации часто отправляют человека в идиллические виртуальные миры. Но такой подход не помогает бороться со стрессом. Новая технология предлагает человеку потренировать психику в симуляции реальных социальных вызовов — публичных выступлений, многолюдных вечеринок или споров.
Владимир Барышев
Автор Наука Mail
Виртуальная реальность помогает безопасно отрабатывать стрессовые ситуации и развивать навыки уверенного общения.
Виртуальная реальность помогает безопасно отрабатывать стрессовые ситуации и развивать навыки уверенного общения.Источник: Unsplash

Исследователи из университета Карнеги‑Меллона (Питтсбург, США) предложили современный способ такой тренировки: они изучают, как виртуальная и дополненная реальность могут имитировать стрессовые ситуации и обучать пользователей стратегиям самопомощи. С помощью VR‑гарнитуры человек может погружаться в симулированные условия и отрабатывать поведение в сложных ситуациях — от выступления перед аудиторией до межличностных конфликтов.

Этим проектом руководит аспирантка Института взаимодействия человека и компьютера Анна Фанг. Команда представит свои наработки на конференции Ассоциации вычислительной техники по факторам взаимодействия человека и компьютера (CHI 2025).

Во время испытаний системы 19 добровольцев оценили эффективность VR‑тренажера. Большинство отметило реалистичность виртуальных сценариев и удобство использования.

Анна Фанг использует гарнитуру виртуальной реальности для отработки стратегий снятия стресса
Анна Фанг использует гарнитуру виртуальной реальности для отработки стратегий снятия стрессаИсточник: Carnegie Mellon University

Анна Фанг объясняет: «Несмотря на популярность VR‑приложений для медитации, такие программы обычно отправляют пользователя в «стерильные» виртуальные миры — например, на пляж или в лес. Но подобная релаксация редко помогает справиться со стрессом в реальных социальных ситуациях».

Новая разработка пошла другим путем: она позволяет погружаться в знакомые повседневные сцены вроде офиса или домашнего спора. Там можно тренировать навыки саморегуляции в обстановке, максимально близкой к настоящей.

Скриншот из опыта виртуальной реальности, демонстрирующий стратегии снятия стресса во время публичных выступлений.
Скриншот из опыта виртуальной реальности, демонстрирующий стратегии снятия стресса во время публичных выступлений.Источник: Carnegie Mellon University

Исследователи сосредоточились на трех типах стрессовых сценариев: публичные выступления, многолюдные мероприятия и личные конфликты. Для каждого варианта было создано несколько прототипов: от VR и AR‑версий с виртуальной аудиторией до текстовых симуляторов. В некоторых случаях аватары даже вели диалог с пользователем с помощью языковых моделей.

Если напряжение становилось слишком сильным, участники могли нажать кнопку и вызвать окно с подсказками для дыхательных упражнений или медитации.

Большинство добровольцев отметили, что тренировки помогли лучше понять собственные эмоции и подготовиться к реальным ситуациям. Кроме того, пользователи предпочитали сами выбирать момент для получения подсказок, а не получать советы автоматически.

Скриншот из опыта виртуальной реальности, демонстрирующий стратегии снятия стресса при общении на вечеринке.
Скриншот из опыта виртуальной реальности, демонстрирующий стратегии снятия стресса при общении на вечеринке.Источник: Carnegie Mellon University

В будущем команда планирует сделать аватары более реалистичными, добавить интонацию, мимику и расширить набор техник самопомощи — от телесного сканирования до методов «заземления» при панике.

Исследователи уверены, что такая система позволит не просто справляться со стрессом, но и экспериментировать с разными подходами, чтобы каждый мог выбрать тот, который подойдет именно ему.

Современные VR‑технологии уже находят применение не только для тренировки стрессоустойчивости в повседневных ситуациях, но и в условиях, где эмоциональная нагрузка достигает предела — российские ученые разрабатывают виртуальные решения для поддержки психологического состояния космонавтов во время длительных миссий.