
Психологи давно отметили, что внешний вид человека влияет на восприятие обществом. Люди с приятной внешностью получают больше социальных привилегий: их чаще берут на работу, назначают более высокое вознаграждение и относятся снисходительнее в судебных разбирательствах. Это явление носит название «премия за красоту». Однако до сих пор оставался неясным вопрос, какую роль в этом играет наличие бороды.
Для проверки гипотезы ученые организовали психологический эксперимент. Участниками выступил 171 бразильский студент, игравший роль инвесторов в специальной экономической игре. Игроки получали деньги и выбирали, сколько отправить анонимным «попечителям». Участникам демонстрировались фотографии мужчин двух возрастных групп: младшей и старшей. Каждую группу представляли лица с нейтральным выражением лица, а самое главное — бритые мужчины, с легкой щетиной и обладатели пышных бород. После каждого раунда студенты оценивали привлекательность каждой фотографии.
Чтобы проверить реалистичность фотоманипуляций, 43 человека пытались определить, какие фотографии были отредактированы графически. Они угадали лишь в 11,6% случаев, что подтвердило качество цифровых изменений.

В результате общее влияние бороды на доверие не подтвердилось, вместе с тем решающим фактором стал возраст. Пожилым попечителям доверяли больше денег независимо от наличия бороды. У молодых людей доверие вызывала именно легкая щетина.
Подробный анализ подтвердил взаимосвязь доверия и привлекательности. Так, молодые мужчины со щетиной получили более высокие оценки привлекательности, что побуждало доверять им больше денег. У пожилых мужчин соотношения между бородой и доверием не проявилось вообще: ни ухоженная, ни запущенная растительность не влияла на готовность студентов вкладывать средства.
Это исследование развеяло миф о том, что любая борода автоматически укрепляет доверие. Только легкая щетина у молодых мужчин повышает уровень доверия. Полученные результаты позволяют лучше понять, как внешность человека влияет на доверие в различных жизненных ситуациях. Особенно актуальна эта информация в современных реалиях, где визуальные образы играют большое значение в онлайн-коммуникациях и личных контактах.
Другие ученые исследовали, как депрессия у отца влияет на ребенка.