Представьте себе 150 школьников со всей России в одном помещении, каждый из которых в будущем может изменить мир. Они показывают научно-технические, медико-биологические, художественные, литературные проекты, некоторые из которых вполне могли найти место на взрослых конкурсах. Дети возрастом от 6 до 18 лет объединены любовью к космосу. Ребята собрались в Королеве и продемонстрировали свои таланты экспертам.
Там же — увидели аппарат, на котором спустился Юрий Гагарин после первого полета, побывали внутри полноразмерных макетов орбитальных станций Мир и «Салют-3», узнали о двигателях ракет и о быте космонавтов, послушали интересные лекции (в том числе от космонавта-испытателя в макете скафандра!)
Спустя три дня в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах получили заслуженные призы из рук космонавта Андрея Федяева, экспертов, а также Гильдии «Рубежи науки».

Как «Звездная эстафета» влияет на школьников
Но что именно дает школьникам участие в подобных мероприятиях? Как влияет на будущее? Этот вопрос важен для государственных деятелей, топ-менеджеров в корпорация и родителей (кстати, Владимир Путин объявил о скором принятии нацпрограммы по развитию космической отрасли).
Оценить результат конкурса просто. «Звездная эстафета» под эгидой Центра подготовки космонавтов им. Гагарина проводится с 2003 года, так что можно пообщаться с прошлыми участниками.
Антон Петухов, аспирант Военно-космической академии, работает над диссертацией по ракетам-носителям. В следующем году он подаст заявку в отряд космонавтов. Дважды он занимал призовые места — третье место в 2011 году и второе в 2012 году. Его проекты были посвящены разработке межзвездного пилотируемого корабля с тягой от солнечных парусов, ионных и ядерных двигателей и практическим рекомендациям по наблюдениям астероидов. Он рассказал, что конкурс отбросил все его сомнения насчет других сфер деятельности. «Так я понял, что астро-космические исследования — это мое призвание, за что спасибо организаторам “Звездной эстафеты”».

Станислав Пикулев в 2008 году выступил в исторической секции с работой, посвященной космонавту Владимиру Королеву, а в 2010 году — в научно-технической с темой имитации невесомости на самолете ИЛ-76МДК. Он не занял призовых мест, зато исполнил свою мечту: учился на пилота-инженера и прошел путь от второго пилота до пилота-инструктора.
Александр Фарафонов свои пожелания участникам отправлял прямо с «Гагаринского старта». Когда он учился в 10 классе, он выступал с работой на тему спутниковых навигационных систем. Сейчас Александр работает в РКК «Энергия».

Как проходили состязания
На конкурсе школьники выступают в трех возрастных группах и в пяти тематических секциях:
- Научно-техническая;
- Астрономическая;
- Художественная;
- Литературно-журналистская;
- Медико-биологическая.
Отборочный этап проходил онлайн. Ребята прислали организаторам более 450 заявок. Из них эксперты отобрали 150. Очный этап проходил в наукограде Королев. Защита проходила в детском технопарке «Кванториум» МБУДО «Орбита», а соорганизатором выступает АНО «Центр инженерно-космического и естественно-научного образования».

Многие из участников выступали очень уверенно. У кого-то уже был опыт участия в подобных состязаниях.

О чем были эти проекты? В астрономической секции в категории 14−18 лет победил проект «Моделирование атмосфер внесолнечных планет», призерами стали проекты «Проектирование радиотелескопа» и «Миссия “Солнечный луч”».

Средние группы не отставали. В категории 10−13 лет лучшим стал проект «Поиск микрометеоритов», призы получили также проекты «Непредсказуемые созвездия» и «Мониторинг водоемов с помощью ДЗЗ». В младшей группе победил проект «Солнечный след» от школьника из Пятигорска и «Атмосферы космических тел» из Москвы.

В научно-технической секции в числе победителей были проекты «Космический робот-манипулятор для российского сегмента МКС», «Разработка прототипа модуля контроля качества окружающей среды для Российской орбитальной станции», «Проектирование модели гидропневматической ракеты».

Днем и вечером после презентаций в программе были лекции и экскурсии. Космонавт-испытатель Олег Блинов, специалист Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, выступил в макете скафандра «Орлан-МКС».

В Гильдии «Рубежи науки» рассказали, что поддержка этого конкурса важна как инструмент для общения с талантливыми детьми, мечтающими о космосе. Эти дети через несколько лет — может быть, пять или пятнадцать — будут работать на предприятиях космической отрасли или в смежных сферах и принимать решения, важные для развития науки и технологий в России.

Участники смогли посетить Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» им С. П. Королева — экскурсию для них проводили инженеры, сотрудники корпорации. Наверняка им больше всего запомнятся именно орбитальные станции «Мир» и «Салют», которые они смогли изучить изнутри.
Награждение
Главным действующим лицом (после победителей, конечно) на церемонии награждения в Московском дворце пионеров стал Андрей Федяев. Он стал 130-м российским космонавтом и 600-м космонавтом в истории. в 2023 году он отправился на Международную космическую станцию на корабле Dragon от SpaceX. Андрей Федяев провел на МКС 185 суток.

Победителям в подарок приготовили памятные кубки и книги о космосе, причем награждали победителей в том числе и сами авторы. Например, Игорь Афанасьев, соавтор «Первой космической гонки: поединка за спутник» был в жюри литературно-журналистской секции и давал автографы детям. Екатерина Авсянникова, автор книги «Альфа Ориона. Миссия Венера» также была в жюри и на церемонии награждения.

Также детям в отдельных номинациях подарили книги «Земные орбиты Юрия Гагарина» А. А. Симонова и «Космос» Дениса Прудника и космонавта Александра Лазуткина.

Российский вендор «Инферит», с которым Гильдия «Рубежи науки» подписала соглашение о сотрудничестве 12 апреля 2025 года, наградил двух участников ноутбуками. Это первый пример взаимодействия между Гильдией и вендором для реализации образовательных проектов.

Устройства получили проекты научно-технической секции «Разработка кросс-бенд репитера для МКА Челябинск-290» и «Голосовой помощник для космонавта».
