
— Недавно американцы решили в кратере Езеро проводить исследования. И, я считаю, это не совсем счастливое решение. У меня было предложение в своё время, и до сих пор оно есть, что нам надо пробираться глубже, — подчеркнул кандидат технических наук в беседе с Life.ru.
Напомним, марсоход Spirit в 2004–2010 годах обследовал 170-километровый ударный кратер Гусева, для ровера Opportunity выбрали обширную равнину у марсианского экватора — Плато Меридиана, Curiosity с 2012 года продолжает работать в 150-километровом, очень древнем кратере Гейла, а Perseverance с 2021 года объезжает кратер с говорящим славянским названием Езеро, что значит «озеро».
На самом деле все названные выше кратеры объединяет одно и то же серьёзное подозрение в том, что когда-то, в далёком прошлом они были заполнены водой, то есть были кратерными озёрами. А Плато Меридиана заинтересовало из-за обилия там гематита, потому что на Земле он образуется в горячих источниках и стоячих водоёмах. Логика во всех случаях вполне очевидна: жизнь должна была быть там, где была вода.
Но есть на Марсе протяжённый и невооружённым глазом видный регион, где не только наблюдают ледники, подповерхностные льды, древние речные дельты и места возможного выхода подземных вод, но и вообще сохраняются гораздо более благоприятные для жизни условия, чем на всей остальной части планеты, заверил Станислав Завацки. Геолог имеет в виду знаменитые гигантские каньоны Долины Маринера.
В глубину некоторые из них достигают 10 и более километров. По мнению учёного, на дне этих «шрамов на теле Марса» космическая радиация уже не такая сильная, как везде на поверхности планеты, и благодаря этому воздух там более плотный.
— Всё-таки эти стенки преломляют ход лучей, в том числе и солнечных, и других (потоков галактической радиации, которые тоже постоянно летят из космоса. — Прим. Life.ru), и там, внизу, скорее всего, своя атмосфера уже есть. Может быть, достаточно толстая, высотой в километр, может быть, даже два или три. Эти шрамы достаточно глубоки для того, чтобы там находился свой слой низко лежащей газовой оболочки, — рассказал геолог.
К тому же этой глубины практически не достигают марсианские ветры, то есть это во всех отношениях самое защищённое и спокойное место, продолжает учёный. Он даже считает, что на дне этих каньонов прямо сейчас может существовать небольшая собственная экосистема.
— Сейчас уже есть предположения о том, что там к поверхности пробиралась подземная вода из более глубоких слоёв, может быть, талая вода, которая в более тёплые времена проявлялась. И там могут быть какие-то водоросли, примитивные растения или другие формы жизни. Надо послать туда один-два дрона, и, может быть, где-нибудь на дне окажутся залежи воды, живой воды, растения, которые там будут расти, иметь там свой биоценоз, который мы сейчас не можем видеть, — предполагает Станислав Завацки.
Геолог выразил мнение, что из-за большой глубины в случае происходящего там фотосинтеза при наблюдениях со спутников невозможно было бы уловить признаки вырабатываемого благодаря этому кислорода, поэтому для установления истины необходимо отправить космический аппарат именно на дно Долины Маринера.