
В Анапе провели первые испытания новой установки для подъема нефти и нефтепродуктов. Над разработкой трудились ученые Томского госуниверситета совместно с АО «Южморгеология» холдинга Росгеология. Об инновации рассказали в пресс-службе ТГУ.
Уточняется, что оборудование позволяет автоматизировать сбор мазута и снизить нагрузку на водолазов. Из-за повышения температуры воды масса становится чересчур подвижной, и ручная уборка становится сложнее. Новое устройство, представляющее собой донный купол с форсунками, подает водо-воздушную смесь, которая вместе с пузырьками поднимает нефтепродукты в специальный приемник.

Водолазу остается только направить смесь в скопления нефтеотходов с помощью манипулятора. Испытания показали, что аппарат эффективно отделяет от дна вязкие нефтепродукты. Морспасслужба рекомендовала доработать конструкцию для повышения удобства и эффективности. Специалисты обратили внимание, что производительность установки может достигать до тонны мазута в час.
Инженер кафедры ихтиологии и гидробиологии БИ ТГУ Андрей Трифонов уточнил, что работа в морских условиях имеет свою специфику, поэтому адаптация конструкции займет около месяца, после чего специалисты смогут приступить к оперативной очистке на прибрежных участках с малыми глубинами.
Изобретение позволит собирать остатки топлива под слоем песка и перекачивать их в приемную емкость. Новый этап испытаний установки «УПН ВОДОЛАЗ 2.0» запланирован на конец мая 2025 года. В перспективе система будет использоваться для ликвидации последствий ЧС на побережье. Разработчики подчеркивают, что аналогов для очистки морских донных отложений в мировой практике нет, и технология имеет потенциал для международного применения.

Трифонов добавил, что параллельно с этим ведется разработка принципиально новой глубоководной технологии «Аэрощуп-море», отличительной особенностью которой станет использование робототехнических систем. По словам инженера, телеуправляемые беспилотники начнут работать на глубине до 100 м.
15 декабря 2024 года в шторм в районе Керченского пролива потерпели крушение танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». В Черное море попали тысячи тонн мазута, которые до сих пор прибивает к берегам. В районе Анапы до сих пор продолжается ликвидация последствий экологического бедствия.
Ранее в Науке Mail рассказали, что ученые из Перми разработали механизм, который самостоятельно регулирует скорость откачки нефти.