
Исполнительные функции (EF), включающие торможение автоматических реакций, рабочую память и когнитивную гибкость, играют ключевую роль в развитии ребенка. Они связаны с успехами в обучении и адаптацией к новым задачам. Однако некоторые факторы, такие как просмотр телевизора и мультфильмов, могут временно ухудшать эти способности.
Предыдущие исследования уже демонстрировали, что определенные типы видеоконтента, особенно содержащие фантастические и нереалистичные события, могут негативно влиять на когнитивные функции детей. Новое исследование, опубликованное Wiley Online, углубило эти выводы, сосредоточившись на малышах в возрасте 18 месяцев. Ученые Центра развития мозга и познавательных способностей при Лондонском университете использовали задание на антисаккады — тест, измеряющий способность подавлять автоматические реакции и переключать внимание.

В эксперименте участвовали 36 детей. Они смотрели два типа мультфильмов: с фантастическими событиями, содержащие нарушения законов физики, нереалистичные трансформации персонажей, а также без фантастических элементов.
Оба набора видео были тщательно подобраны по визуальной сложности, темпу и другим параметрам, чтобы исключить влияние побочных факторов. После каждого блока просмотра дети выполняли задание на антисаккады. Оно заключалось в подавлении импульсивного взгляда на отвлекающий объект и переводе взгляда в противоположную сторону.
Анализ данных показал, что после просмотра фантастических мультфильмов малыши хуже справлялись с заданием. Так, уменьшилось количество антисаккад, демонстрируя снижение контроля. Не увеличилось экзогенное внимание — вопреки ожиданиям, фантастические сцены не привели к более частой смене фиксации взгляда.

Основной эффект связан не с повышенной отвлекаемостью, а с истощением когнитивных ресурсов. Обработка неожиданных и противоречащих реальности событий требует больше умственных усилий, что временно снижает способность ребенка управлять вниманием.
Хотя эффект наблюдался только в краткосрочной перспективе, частое воздействие подобного контента может влиять на развитие когнитивных функций. Исследование подтвердило, что фантастические мультфильмы могут временно ухудшать когнитивный контроль у малышей.
Ранее ученые выяснили, что чтение благоприятно отражается на формировании социального интеллекта у малышей. В исследовании ученые напрямую сравнили нейронные эффекты от чтения книги и времяпрепровождения с гаджетами.