Дети учатся лучше, когда пишут от руки

Все чаще традиционную практику письма заменяют компьютерные программы. Современные технологии предлагают множество удобных программ с яркими картинками и интересными заданиями. Но ученые из университета Страны Басков решили проверить, действительно ли такие цифровые методы помогают детям осваивать язык или, наоборот, мешают.
Екатерина Морозова
Автор Наука Mail
ребенок с планшетом
Технологии могут быть полезны, но не должны заменять письменную практику.Источник: Freepik

Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Child Psychology, показало, что навык письма от руки играет ключевую роль в развитии грамотности у детей. А точнее, в умении узнавать, запоминать и воспроизводить буквы и слова. Чтобы доказать это, ученые провели эксперимент с 50 детьми в возрасте 5−6 лет, ведь именно в этом возрасте формируются базовые навыки чтения и письма. Детей разделили на группы — одним предложили учиться писать от руки, другим — печатать на клавиатуре. При этом обучение проходило не на привычном алфавите, а с использованием букв армянского и грузинского алфавитов, а также специально придуманных псевдослов. Это позволило исключить влияние уже известных знаний и точно измерить, как именно дети усваивают новую информацию.

Выяснилось, что дети, которые писали вручную, запомнили буквы и слова гораздо лучше. Разница особенно проявилась при работе с псевдословами — почти все дети, печатавшие на клавиатуре, допускали ошибки в последовательности букв, тогда как те, кто писал от руки, справлялись значительно успешнее. Так происходит из-за графомоторной функции, то есть дело в движениях руки при письме. Когда мы пишем от руки, мы буквально рисуем каждую букву, запоминая ее форму через движение. При печати этого не происходит — нажатие клавиши никак не связано с формой символа. Поэтому и память работает иначе — менее эффективно.

Мальчик делает уроки
Исследователи: именно благодаря движениям руки формируется глубокое понимание структуры языкаИсточник: Freepik

Интересно, что исследователи изучили и другой фактор — разнообразие форм в обучении. Например, одни дети писали буквы по точкам (как в прописях), а другие — свободно, на чистом листе. Аналогично, при печати одни видели буквы в одном и том же шрифте, другие — в нескольких. И снова лучший результат показали те, кто писал от руки, особенно без опорных линий.

Технологии могут быть полезны, но не должны заменять письменную практику. Именно благодаря движениям руки формируется глубокое понимание структуры языка. А значит, для успешного обучения не стоит отказываться от карандаша и бумаги — даже если под рукой есть планшет.

Ранее мы рассказывали о зоне импульсивных решений в мозге.