
История ИИ в искусстве началась вовсе не с генераторов картинок, доступных в браузере. Как напомнила куратор цифрового искусства нью-йоркского Музея американского искусства Уитни Кристиана Пол в интервью для IEEE Spectrum (майский выпуск журнала), еще в 1970-х британский художник Гарольд Коэн создал AARON — первую программу, способную самостоятельно создавать изображения. Работа Пол с архивом Коэна и его программой AARON была представлена на выставке, организованной музеем в 2024 году.
В отличие от современных моделей, основанных на статистике и обработке больших массивов данных, AARON был построен как экспертная система, то есть имитировал сознательное мышление и художественные решения человека. Коэн сам писал программу с нуля, на протяжении десятилетий переводя ее с одного языка программирования на другой, пока не обучил AARON не только рисовать формы, но и выбирать цвета, а затем и управлять роботизированными устройствами для нанесения изображений на холст.

Пол подчеркивает, что ключевой задачей куратора цифрового искусства является не просто демонстрация технологий, а оценка глубины художественной концепции и того, как она реализована. По ее словам, искусство — это не только результат, но и процесс: от выбора алгоритма до взаимодействия с кодом и создания новых форм выражения.
Современное ИИ-искусство сильно отличается от подхода Коэна. Сегодня художники могут использовать готовые модели, но теряют полный контроль над процессом: системы, такие как DALL-E, работают как «черные ящики», а ключевая часть авторства принадлежит корпорациям, которые эти модели создают. Тем не менее, многие современные художники идут дальше простых текстовых запросов — они обучают модели на собственных датасетах, экспериментируют с архитектурой сетей и осмысляют работу ИИ в контексте этики и эстетики.

Выставка, посвященная AARON, потребовала от кураторов воссоздания ранних версий программы по сохранившимся кодам и записям Коэна. Один из фрагментов, например, пришлось заново переписать на Python — этим занялся сын художника. Такой подход, по словам Пол, иллюстрирует еще одну важную сторону работы с цифровым искусством — его сохранение. Из-за быстрого устаревания технологий музеи сталкиваются с вызовами: необходимо не только хранить устройства, но и обеспечивать эмуляцию и миграцию программного кода.
В эпоху, когда ИИ-изображения уже стали повседневностью, возвращение к фигуре Гарольда Коэна и AARON показывает, насколько глубокими могут быть отношения между художником и машиной. Как считает Кристиана Пол, не каждое изображение, созданное ИИ, можно назвать искусством. Искусство начинается там, где появляется идея, контекст и осмысленное взаимодействие с технологией.
В последние годы искусство, созданное с использованием технологий, привлекает все больше внимания, но интересные исследования показывают, что традиционные формы искусства также могут воздействовать на нас необычным образом. Например, недавно ученые выяснили, что трагическое искусство может не только вызывать грусть, но и позитивные эмоции, а также усиливать эмпатию — об этом можно узнать из этой статьи.