
В самом сердце современной испанской Барселоны во время раскопок на месте бывшего рыбного рынка, где сегодня планируется построить научный центр, археологи обнаружили крупное судно, затонувшее, предположительно, в XV или XVI веке. Оно получило название «Сьютаделла I» — в честь расположенного поблизости одноименного парка.
Размеры судна составляют около 10 м в длину и 3 м в ширину, оно построено с использованием характерных для своего времени технологий — у него есть деревянные ребра, соединенные как деревянными, так и железными гвоздями. Такие лодки, как объясняют специалисты, использовали по всему Средиземноморью, начиная с XV века, периода бурного развития морской торговли и кораблестроения.
Сохранившийся фрагмент — не просто свидетельство инженерной мысли позднего Средневековья, но и редкий пример того, как органические материалы, такие как древесина, могут сохраняться в городской среде столетиями. Уникальные условия — влажная, насыщенная песком почва — способствовали консервации конструкции.
Сегодня реставраторы борются с хрупкостью находки. Чтобы предотвратить разрушение древесины, ее постоянно увлажняют и готовят к транспортировке в специализированную лабораторию. Там элементы конструкции обработают водорастворимым воском. Это стандартная, но сложная процедура, чтобы сохранить форму и структуру дерева.

Находка подтверждает, что часть современной Барселоны когда-то находилась под водой. Судно обнаружено недалеко от древнего порта и искусственного причала, которые активно использовались в
«Сьютаделла I» стала второй подобной находкой в Барселоне за последние два десятилетия — в 2008 году археологи обнаружили судно «Барселонета I», также относящееся к XV веку, но построенное по североиспанской, кантабрийской технологии. Сравнительный анализ двух судов обещает дать богатый материал для изучения региональных особенностей судостроения на Иберийском полуострове в Средние века.
Особую ценность представляет материал, из которого построена «Сьютаделла I». Анализ древесины, смол и крепежа может указать, где именно оно было изготовлено — в Каталонии, Валенсии, Италии или, возможно, в другом регионе Средиземноморья. Эти данные помогут лучше понять не только технологии, но и логистику, маршруты поставок строительных материалов, географию ремесленных центров и масштабы морского товарообмена в эпоху позднего Средневековья.
Ранее Наука Mail рассказывала о случайной находке в Вене: массовом захоронении времен Римской империи.