
Работа вышла в Current Biology и основана на 43-летнем полевом исследовании народа северных аче, коренного населения Парагвая. Автор исследования — антрополог Манвир Сингх из Университета Калифорнии в Дейвисе, а ключевую роль в сборе данных сыграл профессор Ким Хилл из Университета штата Аризона, посвятивший более десяти лет жизни среди аче. Полученные данные ставят под сомнение то, что пение и танцы — универсальные и биологически заложенные черты всех культур.
Когда песни молчат
Северные аче практически не поют. По словам Сингха, за исключением церковного пения, введенного миссионерами, взрослые аче поют только в одиночку и в ограниченном числе ситуаций. Мужчины чаще женщин поют об охоте, иногда — о социальных конфликтах. Женщины же посвящают свои песни умершим родственникам. Дети иногда подражают взрослым, но коллективного пения или музыкальных игр не наблюдается.

Еще более удивительным оказалось полное отсутствие детских колыбельных. Аче, конечно, заботятся о своих младенцах: убаюкивают, делают смешные лица, играют, улыбаются. Но — без песен. Это может показаться странным, ведь колыбельные, доказано, успокаивают малышей, и казалось бы, были бы полезны в любой культуре.
Танцы, которых не было
Что касается танцев, то исследователи тоже не зафиксировали их ни в одной из социальных ситуаций — ни на праздниках, ни в быту, ни в обрядах. Хотя во многих культурах танец служит средством общения, ритуалом или формой развлечения, северные аче обходятся без него.
Профессор Хилл, один из авторов работы, начал собирать эти данные еще в 1977 году. За более чем 120 месяцев, проведенных в экспедициях, он документировал повседневную жизнь и обычаи народа. Именно его наблюдения стали основой для критического переосмысления прежних представлений об «универсальности» песен и танцев.

Сингх ранее сам участвовал в кросс-культурных исследованиях, доказывающих повсеместность музыкальных традиций у людей. Поэтому, когда Хилл сообщил ему о неожиданной особенности аче, ученый был настолько заинтригован, что предложил написать статью вместе.
Потерянные практики
Авторы предполагают, что традиции пения и танца у северных аче могли быть утеряны в результате исторических потрясений. Среди возможных причин — резкое сокращение численности населения, переселение в резервации и утрата ряда других культурных практик, таких как шаманизм, земледелие и даже навык разжигания огня.

Исследование подчеркивает: танцы и колыбельные — нечто, что передается и поддерживается культурой, а не просто «включается» по генетической программе. В этом смысле они похожи на умение разжигать огонь — важное, но не врожденное.
Хотя возможно, что под влиянием миссионеров и контактов с внешним миром эти практики позже появились в общинах аче, на момент завершения наблюдений в 2020 году они все еще отсутствовали.
Это не исключает, что у людей могли эволюционно сформироваться предрасположенности к танцам или реакции на колыбельные. Но наша работа показывает, что без культурной передачи такие практики могут просто исчезнуть — даже если они когда-то были.
Хотя исследование о сообществе аче показало, что танцы и колыбельные песни могут не быть универсальными практиками среди людей, современные исследования все же подтверждают их положительное влияние на эмоциональное и физическое состояние. Например, танцы могут значительно улучшить настроение и помочь справиться с депрессией — об этом подробнее можно узнать в следующей статье.