Компания разрабатывает многоразовый космический корабль

Radian Aerospace представила проект многоразового аппарата R3V для тестирования технологий будущего космоплана. Первый полет запланирован на 2026 год.
Екатерина Малярчук
Radian Reusable Reentry Vehicle (R3V)
Radian Aerospace представила проект многоразового аппарата R3V для тестирования технологий будущего космоплана. Источник: Radian Aerospace

Компания Radian Aerospace, известная грандиозными планами по созданию революционного космоплана Radian One, решила пойти окольным путем. Вместо того, чтобы сразу штурмовать вершины космического туризма, они представили скромный, но многообещающий аппарат R3V. 

Этот малыш ростом менее двух метров — на самом деле имеет большое значение для космической промышленности. Его миссия — стать испытательным полигоном для технологий будущего. Порядок действий при этом следующий: ракета-носитель отправляется в космос, а в ее хвостовой части, там, где обычно прикрепляются спутники или грузовые корабли, будет находится R3V.

На высоте около 200 км происходит разделение: ракета-носитель, выполнив свою миссию, отправляется в свободный полет, а R3V начинает самостоятельное путешествие. Здесь включается его главная задача — разогнаться до гиперзвуковой скорости (в 5 раз быстрее звука!) и начать контролируемый спуск сквозь атмосферу.

R3V — это компактный многоразовый тестовый модуль, который запускают в космос на ракете. Его главная задача — отработать технологии для будущего космоплана: проверить теплозащиту, системы возврата и гиперзвуковое поведение в атмосфере
R3V — это компактный многоразовый тестовый модуль, который запускают в космос на ракете. Его главная задача — отработать технологии для будущего космоплана: проверить теплозащиту, системы возврата и гиперзвуковое поведение в атмосфереИсточник: Radian Aerospace

В этот момент в дело вступает инновационная теплозащита Dur-E-Therm. Температура снаружи достигает 1500°C — достаточно, чтобы плавить сталь, но внутри аппарата груз остается в безопасности. Все это время сотни датчиков фиксируют малейшие изменения, проверяя, как материалы выдерживают экстремальные нагрузки.

На финальном этапе также появилось важное усовершенствование. В отличие от одноразовых капсул прошлого, R3V не просто падает на парашюте, а совершает точную посадку — иногда даже на обычный аэродром. После небольшого обслуживания он снова готов к полету, как самолет после ремонта.

Каковы планы компании?

Компания уже видит коммерческий потенциал R3V. Интерес к ней уже проявляют Военно-воздушные силы США, так как R3V поможет развивать гиперзвуковые технологии. Разработка также пользуется спросом у научных организаций, которые заинтересованы в новых возможностях для возврата летательных аппаратов с орбиты. Ну или же R3V станет просто тестовой платформой для частных компаний, которые в последнее время все чаще занимаются космическим туризмом.

Пока R3V готовится к своему первому полету (планируется в 2026 году), в Абу-Даби вовсю идут испытания его «старшего брата» — атмосферного прототипа PFV01. Полученные данные лягут в основу усовершенствованного PFV02.

Космоплан и ракета
Компания широко известна благодаря своему проекту космического самолета Radian OneИсточник: Radian Aerospace

А что же знаменитый Radian One? Это будет не просто космоплан, а настоящий космический самолет — машина, способная взлетать с обычного аэродрома, выходить на орбиту и возвращаться обратно, как обычный лайнер. Представьте «Буран», но с возможностью горизонтального старта и без необходимости строить новый аппарат для каждого полета.

Такой поэтапный подход напоминает историю успеха SpaceX: сначала Grasshopper, затем Falcon 9. Видимо, в Radian решили, что лучше идти к звездам небольшими, но уверенными шагами.  И — кто знает — может быть, именно этот скромный R3V станет тем самым «маленьким шагом», который приведет человечество к эре настоящих космических самолетов.

Ранее Наука Mail рассказывала, что в России создана модель расчетов для входа в атмосферу Марса и Венеры.