
Целью специалистов было выяснить, сохраняет ли физическая привлекательность свое влияние на наши суждения в эпоху, когда цифровые технологии правят балом. Прошлые работы неоднократно показывали, что люди, которые считаются красивыми, чаще воспринимаются как более компетентные и честные. Однако большинство экспериментов такого рода проводилось в контролируемых условиях или с небольшими выборками. Учитывая массовое распространение бьюти-фильтров в наши дни, ученые предположили, что измененные изображения могут не только повышать уровень привлекательности, но и влиять на другие характеристики личности.
«В течение более чем пяти десятилетий исследования подтверждали так называемый эффект ореола: чем человек красивее, тем он кажется нам умнее, надежнее и дружелюбнее, — объясняет автор работы Адитья Гулати из ELLIS Alicante. — Однако влияние этого эффекта в цифровую эпоху оставалось малоизученным. Может ли один и тот же человек восприниматься как более умный после применения фильтра? И будет ли этот эффект одинаков для мужчин и женщин, молодых и пожилых людей? Эти вопросы стали отправной точкой нашего исследования».
Команда ученых собрала 462 фотографии взрослых людей разных возрастов, полов и этнических групп. Затем каждое изображение было обработано популярным мобильным бьюти-фильтром, который делал более гладкой кожу, изменял форму глаз и губ и делал лицо более привлекательным в целом. Участниками эксперимента стали 2 748 человек из США и Великобритании, которым случайным образом демонстрировали либо оригинальные, либо отредактированные версии лиц. Участники оценивали каждое изображение по пяти параметрам: привлекательность, интеллект, надежность, общительность и счастье.

Как и ожидалось, бьюти-фильтры значительно увеличивали привлекательность лиц — более чем в 96% случаев обработанные изображения получали более высокие оценки. Интересно, что наибольший прирост наблюдался у людей, необработанные изображения которых получили низкие оценки привлекательности. Также лица после применения фильтров воспринимались как более дружелюбные, надежные и счастливые.
Однако влияние привлекательности на оценку интеллекта оказалось менее однозначным. Хотя в целом более красивые лица все же считались более умными, этот эффект снижался по мере увеличения привлекательности. «Мы обнаружили так называемую точку насыщения: если человек становится слишком красивым, его больше не воспринимают автоматически как еще более умного, — поясняет Гулати. — Например, переход от уровня привлекательности “2” к “3” повышает оценку интеллекта сильнее, чем переход от “5” к “6”». Этот эффект не распространялся на другие характеристики: например, оценка общительности продолжала расти вместе с привлекательностью без видимого порога насыщения.
Еще один интересный результат касался различий между полами. Женские лица в среднем оценивались как более привлекательные, надежные, общительные и счастливые. Однако, что удивительно, они получали более низкие оценки интеллекта по сравнению с мужскими лицами — особенно после применения бьюти-фильтров. Это говорит о том, что в обществе продолжают существовать стереотипы, преобладающие над эффектом ореола: согласно им красота у женщин не ассоциируется с умом, а, скорее, наоборот.

В будущем ученые хотят выяснить, меняется ли восприятие человека, если люди узнают, что его изображение было отредактировано. Интересными аспектами для изучения являются вероятные различия влияния эффекта фильтров в разных культурах, а также их воздействие на алгоритмы искусственного интеллекта. «Сейчас мы анализируем, как человеческие когнитивные предвзятости отражаются в системах ИИ. Например, насколько модели, генерирующие изображения, усваивают представления о красоте и связывают привлекательность с другими характеристиками?» — говорит Гулати.
Красота остается мощным фактором, влияющим на то, как мы воспринимаем других людей. Однако в цифровую эпоху его действие становится все более сложным.
Ранее ученые раскрыли неочевидный вред приложений для знакомств.