
Анализ сыворотки крови — проверенный метод диагностики заболеваний инфекционного, соматического, наследственного, аутоиммунного характера. Однако еще никому не удавалось по анализу крови достоверно определять наличие психоэмоциональных расстройств, таких как депрессия. Ученые Новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН совместно с коллегами из Томского национального медицинского исследовательского центра РАН решили взяться за решение этой проблемы.
Методически в основе исследования — метаболомика, научная дисциплина, изучающая метаболиты, органические вещества, образующиеся в результате переработки поступающих извне и синтезируемых в организме химических соединений. Исследователи решили выяснить, как отличается состав первичных и вторичных метаболитов у лиц с диагностированными депрессивными расстройствами и у здоровых добровольцев. На основании сравнительного анализа будет составлен список биомаркеров, устойчиво ассоциируемых с депрессией и, возможно, с другими психическими заболеваниями и психоэмоциональными расстройствами.
Задача поражает своей масштабностью и объемом информации, которую необходимо проанализировать. В человеческом организме протекают десятки тысяч взаимозависимых биохимических реакций, на ход которых влияют различные эндогенные и экзогенные факторы. Многие данные допускают двойное и даже более множественное толкование.

Так, в крови у людей, однозначно страдающих депрессией в момент обследования, было обнаружено снижение содержания пиперина — алкалоида острого перца. Этот дефицит допускает несколько трактовок:
- Люди едят меньше острого именно во время наступления депрессивного состояния (в период ремиссии перец едят);
- Те индивиды, кто в целом подвержен депрессии, острые блюда не любят по определению;
- Пациент страдает каким-то соматогенным расстройством, например гастроэзофагеальным рефлюксом. Человек любит острые блюда, но не может их есть из-за дискомфорта в желудке, и именно симптомы рефлюкса и беспокойство за свое здоровье вызывают у него депрессию.
Исследователи предварительно выявили около тысячи известных по базам данных метаболитов, которые могут быть ассоциированы с депрессивными состояниями. Однако на момент публикации промежуточных результатов исследования в журнале Metabolites достоверно установлена связь с депрессивными расстройствами лишь 18 из них.

Руководитель проекта, ведущий научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, доктор химических наук Александр Черноносов пояснил, что технически исследование проводится методом масс-спектрометрии, которая позволяет определить с точностью до тысячных долей молекулярную массу отдельных химических соединений и фрагментировать конкретные молекулы, получая информацию об их структуре.
Учитывая огромное количество возможных комбинаций молекулярных структур метаболитов, ученые предполагают обратиться за помощью к методам компьютерного моделирования. Кроме того, в планах исследователей увеличение групп выборки как минимум до 200 пациентов и такого же числа добровольцев с различающимся возрастным, гендерным и социальным бэкграундом.
Скорее всего, даже успех экспериментов и создание базы метаболитов, соотносимых с депрессией, не отменит традиционных форм диагностики — интервью и наблюдение в условиях стационара. Однако возможность выявлять депрессивные расстройства с помощью взятия крови из вены станет важным подспорьем в практике психиатров и психотерапевтов, существенно сэкономив время на постановку диагноза и повысив его точность.
Ранее ученые предложили вычислять депрессию с помощью математического Q-анализа.