Как пандемия повлияла на цифровые навыки: исследование

Пандемия стала не только вызовом, но и катализатором цифрового взросления. Люди начали активно использовать видеозвонки, онлайн-сервисы и цифровые платформы для работы, учебы и повседневных задач. Однако, как показал опрос более тысячи интернет-пользователей в возрасте от 18 до 87 лет, результаты этого обучения на ходу оказались неравномерными.
Екатерина Морозова
Автор Наука Mail
человек с ноутбуком
Пандемия подтолкнула людей к цифровому взрослениюИсточник: Freepik

Ученые университета Дуйсбург-Эссен провели исследование, чтобы выяснить, как повлияли локдауны на цифровые навыки людей, сообщает Phys. Результаты были представлены на международной конференции взаимодействия человека и компьютера CHI 2025 в Японии.

Больше всех продвинулись молодые люди, мужчины, горожане и обладатели высшего образования. Именно они за время пандемии заметно усилили свои цифровые компетенции — от уверенной работы с видеоконференциями до эффективного поиска информации в Сети. Остальные группы, особенно пожилые, жители сельских районов и люди с более низким уровнем образования, тоже сделали шаг вперед, но он оказался менее заметным. Разрыв в цифровой грамотности между социальными группами сохранился, а в некоторых случаях даже углубился.

ноутбук на подставке
Участники, освоившие новые технологии, сообщали о большей вовлеченности и ощущении защищенности, но одновременно и об усилившемся чувстве одиночестваИсточник: Unsplash

Особенность исследования — внимание к эмоциональному фону. Повышение цифровых навыков, как выяснилось, сопровождалось противоречивыми чувствами. Участники, освоившие новые технологии, сообщали о большей вовлеченности и ощущении защищенности, но одновременно и об усилившемся чувстве одиночества. Это подчеркивает, что онлайн-общение может дополнить, но не заменить реальное человеческое взаимодействие.

Ученые также зафиксировали рост осознания значимости критического мышления в цифровой среде. Большинство респондентов отметили, что необходимо лучше уметь распознавать фейки, различать надежные и сомнительные источники, а также понимать последствия своих действий в интернете. Особенно это важно в условиях инфодемии — потока как достоверной, так и ложной информации, которая в период пандемии захлестнула пользователей.

По мнению авторов исследования, развитие цифровой грамотности — задача общественного уровня. Ответственность лежит и на образовательной системе, и на политиках — именно они должны создать условия, при которых цифровые навыки станут доступными и понятными каждому.

Ранее Наука Mail рассказывала о том, как нейроинтерфейс помог парализованному пользоваться компьютером.