
Ученые университета Дуйсбург-Эссен провели исследование, чтобы выяснить, как повлияли локдауны на цифровые навыки людей, сообщает Phys. Результаты были представлены на международной конференции взаимодействия человека и компьютера CHI 2025 в Японии.
Больше всех продвинулись молодые люди, мужчины, горожане и обладатели высшего образования. Именно они за время пандемии заметно усилили свои цифровые компетенции — от уверенной работы с видеоконференциями до эффективного поиска информации в Сети. Остальные группы, особенно пожилые, жители сельских районов и люди с более низким уровнем образования, тоже сделали шаг вперед, но он оказался менее заметным. Разрыв в цифровой грамотности между социальными группами сохранился, а в некоторых случаях даже углубился.

Особенность исследования — внимание к эмоциональному фону. Повышение цифровых навыков, как выяснилось, сопровождалось противоречивыми чувствами. Участники, освоившие новые технологии, сообщали о большей вовлеченности и ощущении защищенности, но одновременно и об усилившемся чувстве одиночества. Это подчеркивает, что онлайн-общение может дополнить, но не заменить реальное человеческое взаимодействие.
Ученые также зафиксировали рост осознания значимости критического мышления в цифровой среде. Большинство респондентов отметили, что необходимо лучше уметь распознавать фейки, различать надежные и сомнительные источники, а также понимать последствия своих действий в интернете. Особенно это важно в условиях инфодемии — потока как достоверной, так и ложной информации, которая в период пандемии захлестнула пользователей.
По мнению авторов исследования, развитие цифровой грамотности — задача общественного уровня. Ответственность лежит и на образовательной системе, и на политиках — именно они должны создать условия, при которых цифровые навыки станут доступными и понятными каждому.
Ранее Наука Mail рассказывала о том, как нейроинтерфейс помог парализованному пользоваться компьютером.