Как гендерные признаки роботов влияют на человеческое восприятие

Исследователи из Университета штата Пенсильвания обнаружили, что гендерные особенности сервисных роботов могут оказывать существенное влияние на принятие клиентами тех или иных решений. Эта особенность поможет менеджерам в сфере обслуживания.
Анастасия Копылова
Автор Наука Mail
робот официант
По данным на 2024 год, доля рынка сервисной робототехники составила 30,1%Источник: Unsplash

Пол и внешние особенности сервисных роботов могут существенно влиять на поведение клиентов в ресторанах и отелях. Особенно ярко это прослеживается, когда с роботами взаимодействуют люди нерешительные и склонные к подчинению. К такому выводу пришли исследователи из Школы гостиничного менеджмента Penn State.

В первом этапе исследования участвовали 239 человек, набранных через Amazon Mechanical Turk. Им предложили оценить степень ощущения собственной власти, а затем представить ситуацию в ресторане, где робот рекомендовал им блюдо. Механические официанты отличались друг от друга только цветом — серым был «мужской» персонаж, а розовым — «женский». Оказалось, что женщины со слабым ощущением собственной власти чаще прислушивались к рекомендациям «мужского» робота. Мужчины с той же психологической особенностью демонстрировали менее выраженную реакцию. Автор исследования, Лави Пэн, пояснил: «Согласно нашим выводам, потребители с высоким чувством власти склонны выносить собственные суждения, не полагаясь на общественные ожидания. Они более уверены в себе и хотят принимать решения на основе собственных суждений».

Пэн также считает, что рестораны могут использовать эти результаты при закупке сервисных роботов. «Если компания знает, что ее основной клиент — женщина, стоит выбрать робота с мужскими чертами — у него будет больше шансов убедить покупателя».

Во втором этапе приняли участие 156 студентов в качестве «низковластной» демографической группы. Исследователи использовали роботов без выраженных антропоморфных черт, но при этом выводили на их экран разные лица. Результат показал: «милый» внешний вид (большие глаза, округлое лицо) нивелировал гендерный эффект — участники одинаково реагировали на рекомендации независимо от пола робота. «Компаниям, которые хотят смягчить гендерные различия, стоит рассмотреть возможность использования милого дизайна для своих роботов», — комментирует Пэн.

Ранее в России создали первого робота, который исполняет функции симулятора для стоматологов.