
Пол и внешние особенности сервисных роботов могут существенно влиять на поведение клиентов в ресторанах и отелях. Особенно ярко это прослеживается, когда с роботами взаимодействуют люди нерешительные и склонные к подчинению. К такому выводу пришли исследователи из Школы гостиничного менеджмента Penn State.
В первом этапе исследования участвовали 239 человек, набранных через Amazon Mechanical Turk. Им предложили оценить степень ощущения собственной власти, а затем представить ситуацию в ресторане, где робот рекомендовал им блюдо. Механические официанты отличались друг от друга только цветом — серым был «мужской» персонаж, а розовым — «женский». Оказалось, что женщины со слабым ощущением собственной власти чаще прислушивались к рекомендациям «мужского» робота. Мужчины с той же психологической особенностью демонстрировали менее выраженную реакцию. Автор исследования, Лави Пэн, пояснил: «Согласно нашим выводам, потребители с высоким чувством власти склонны выносить собственные суждения, не полагаясь на общественные ожидания. Они более уверены в себе и хотят принимать решения на основе собственных суждений».
Пэн также считает, что рестораны могут использовать эти результаты при закупке сервисных роботов. «Если компания знает, что ее основной клиент — женщина, стоит выбрать робота с мужскими чертами — у него будет больше шансов убедить покупателя».
Во втором этапе приняли участие 156 студентов в качестве «низковластной» демографической группы. Исследователи использовали роботов без выраженных антропоморфных черт, но при этом выводили на их экран разные лица. Результат показал: «милый» внешний вид (большие глаза, округлое лицо) нивелировал гендерный эффект — участники одинаково реагировали на рекомендации независимо от пола робота. «Компаниям, которые хотят смягчить гендерные различия, стоит рассмотреть возможность использования милого дизайна для своих роботов», — комментирует Пэн.
Ранее в России создали первого робота, который исполняет функции симулятора для стоматологов.