Почему вредно «сидеть в телефоне» при общении с детьми: исследование

Ученые нашли научное подтверждение тому, что использование родителями гаджетов в присутствии ребенка связано с негативными когнитивными, поведенческими и экранными результатами.
Илия Никитина
Автор Наука Mail
Ученые доказали, что совмещать общение с детьми и телефон - вредно
Ученые доказали, что совмещать общение с детьми и телефон - вредноИсточник: Freepik

У детей младше 5 лет, в присутствии которых родители использовали гаджеты, обнаружили более низкие когнитивные способности, сниженный уровень просоциального поведения и привязанности. Также у малышей зафиксировали высокий уровень внутреннего и внешнего поведения, экранного времени. Это подтверждается многочисленными исследованиями.

Ученые из Вуллонгонга провели исследование «Использование родителями технологий в присутствии ребенка и его здоровье и развитие в первые годы жизни: систематический обзор и метаанализ». Свои выводы они опубликовали в Jama Pediatrics.

Использование родителями гаджетов во время ухода за детьми и общения с ними становится все более распространенным явлением, ученые называют его — техноференцией. В отличие от активного участия родителей в воспитании ребенка, которое способствует развитию, обеспечивает эмоциональную безопасность и стимулирует исследовательское поведение, техноференция может разрушить семейные взаимоотношения.

По данным опросов, более 70% родителей используют цифровые устройства во время игр и кормления детей, а 89% — делают это хотя бы раз в день. Использование гаджетов прерывает взаимную коммуникацию, негативно влияет на речь, психосоциальное благополучие и модели поведения.

Пример родителей приводит к увеличению экранного времени у детей
Пример родителей приводит к увеличению экранного времени у детейИсточник: Freepik

Метаанализ включал 21 исследование, в которых участвовали 14 900 детей с рождения до 4,9 лет из 10 стран. В большинстве исследований использовался поперечный дизайн, и они проводились в странах с высоким доходом. Совокупную величину эффекта рассчитывали с помощью моделей случайных эффектов с использованием коэффициентов корреляции для измерения взаимосвязи между использованием гаджетов при детях и выбранными показателями. Метаанализ был проведен в следующих областях: когнитивные способности, речь, внутреннее и внешнее поведение, просоциальное поведение, привязанность и экранное время.

Отмечается, что процесс не выявил влияния на развитие речи. Также ученые не обнаружили разницы в типах воздействия, будь то отвлечение или прерывание.

Ранее Наука Mail рассказывала, что развитие деменции у пожилых из-за смартфона - миф.