
Музыкальная ангедония — состояние, при котором люди не получают удовольствия от музыки. Однако такие люди испытывают сильное желание двигаться, когда слушают ритмическую музыку. Ученые предположили, что желание танцевать может быть связано скорее с желанием двигаться, чем с удовольствием от музыки — оно порождает собственную форму удовольствия, не зависящую от наслаждения, которое мы получаем при прослушивании музыки.
Исследователи решили выяснить, какие механизмы мозга вызывают эти ощущения и разделить удовольствие от музыки и желание двигаться. Результаты своего эксперимента они опубликовали в PLOS ONE, рассказывает Psypost.
Для исследования ученые отобрали 204 участника. У 17 из них выявили специфическую ангедонию — избирательное отсутствие удовольствия от музыки. Для этого они заполнили Барселонский опросник музыкального удовольствия. Исследователи исключили альтернативные объяснения музыкальной ангедонии, такие как депрессию или глобальную ангедонию, а также проверили базовые навыки музыкального восприятия, чтобы убедиться, что различия не связаны с нарушением слуха, двигательных способностей или недостатком музыкального опыта.
Остальные служили контрольной группой. В нее входила подгруппа, которая была сопоставлена с экспериментальной группой по возрасту, полу и музыкальному опыту.
Участники прослушали короткие музыкальные фрагменты, созданные компьютером. Они различались по ритмической и гармонической сложности: от простых и предсказуемых ритмов до синкопированных и непредсказуемых, и от простых аккордов до сложных диссонирующих. Участники должны были оценить, насколько им понравилась музыка и насколько она побуждала их двигаться по пятибалльной шкале.

В контрольной группе наблюдались самые сильные реакции после прослушивания музыки с умеренной ритмической сложностью, что соответствует U-образному паттерну: слишком простая музыка скучна, за слишком сложной неудобно следовать. Люди также предпочитали более простые аккорды.
Экспериментальная группа показала неожиданные результаты: несмотря на низкие оценки удовольствия от музыки, желание двигаться оставалось сильным — почти как в контрольной группе. Это говорит о том, что люди реагировали на ритмические стимулы на моторном уровне.
Самым поразительным результатом ученые считают то, что желание двигаться может быть мощным удовольствием само по себе. Это согласуется с теориями прогностического кодирования, согласно которым мы получаем удовольствие от музыки, когда она балансирует между исполнением и нарушением наших ожиданий — движение в такт помогает справиться с ошибками прогнозирования и вознаграждает мозг за попытки синхронизироваться с ритмом.
Поведенческие доказательства того, что ритм связан с планированием движения, не меньше или даже больше, чем с удовольствием от музыки, полностью согласовывались с предыдущими исследованиями с использованием методов нейровизуализации областей мозга, отвечающих за движения и связанных с удовольствием.
«Следующим шагом в этом направлении исследований будет изучение взаимосвязи между мозговыми связями у людей с музыкальной ангедонией и без нее, а также с разной оценкой ритма. Мы предполагаем, что у людей с музыкальной ангедонией связь с ритмом поддерживается за счет связей с сетями, отвечающих за планирование движений, а не с сетями, отвечающими за вознаграждение»
Ранее Наука Mail рассказывала о том, что способность наслаждаться музыкой определяется генами.