Взаимная поддержка между детьми может изменить их поведение: проверка зефиром

Помните знаменитый Стэнфордский эксперимент? Тогда, в 1970-х годах, ученые решили подтвердить гипотезу об отсроченном вознаграждении и предложили нескольким малышам выбор: малое угощение сразу или большое, но потом. Исследования на этом не остановились, и новые итоги заставили научное сообщество задуматься.
Антонина Кондратенко
Автор Наука Mail
Ребенок ждет зефир
Преодоление искушенияИсточник: PxHere

Очередные испытания провела группа психологов из Манчестерского университета в Великобритании в сотрудничестве с коллегой из Политехнического университета имени Мухаммеда VI в Марокко. Специалисты заметили, что терпения у детей-участников зефирного эксперимента становилось больше, если ждать приходилось не в одиночку. Результаты они опубликовали в журнале Royal Society Open Science.

Напомним, что в изначальном опыте ребенок делал выбор сам, оставшись наедине с желаемой вкусняшкой. Если по возвращении взрослых он не тронул сладость, то ему давали дополнительный зефир. Так проверялись жизненные перспективы. По мере взросления у тех, кто не тронул сиюминутное угощение, были лучшие представления о будущем.

Позже выяснилось, что участники первых проверок, провалившие ожидание, росли в неблагополучных семьях. А это значит, что доверие маленького человека к взрослому было подорвано. Они просто не верили обещаниям старших.

Теперь же исследователи расширили эксперимент и перевели его в онлайн-формат. Один ребенок находился дома с родителем и участвовал проверке в паре с другим. Детям показали все тот же зефир и пообещали, что дадут больше, если они не съедят первое угощение. Изначально участники эксперимента были незнакомы, впервые видели друг друга, и дали согласие не трогать десерт вместе. Общаться в процессе они не могли.

руки детей
Поддержка позволяет справиться с трудностямиИсточник: PxHere

В итоге первый ребенок был готов ждать дольше, если его онлайн-партнер тоже ждал. Время сокращалось, если кто-то из пары был не уверен в своем выборе и порывался расправиться с вкусняшкой. Терпение возрастало и у детей младшего возраста. Вероятность того, что малыш продержится все время, росла при условии, что его партнер выполнял то же самое.

Психологи предположили, что взаимная поддержка в жизненных ситуациях играет огромную роль и даже меняет поведение. При этом общения может не быть совсем либо оно останется в одностороннем порядке. Способность противостоять искушению в этом случае становится сильнее желания сиюминутной радости.

Также ученые доказали, что на основное представление детей о мире влияет только одно — родительское отношение.