
Это барорецепторный рефлекс, который отвечает за регуляцию артериального давления и частоты пульса, у людей с повышенным давлением колебания магнитного поля вызывают напряжение сердечной деятельности.
«У людей с артериальной гипертензией наблюдалась достаточно выраженная синхронизация показателей магнитного поля и сердечной деятельности, но синхронизация колебаний показателя, отражающего барорефлекс, практически отсутствовала. То есть у этих людей напряжение сердечной деятельности возрастало по мере изменений магнитного поля, в отличие от лиц с нормальным давлением. Нарастание такой тенденции означает определенный риск появления гипертонической реакции при выраженных геомагнитных возмущениях», — сказала Поскотинова.
В научном мире до сих пор нет единой точки зрения, какими органами, системами или тканями человеческий организм может реагировать на колебания магнитного поля. При этом в высокоширотной Арктике возмущения магнитного поля могут быть значительно выражены. «Мы живем в высоких широтах, для нас это очень актуально. Наша задача искать тонкие механизмы, которые до сих пор неизвестны. Например, у птиц есть определенные клетки в районе основания мозга, они реагируют на изменения магнитного поля, у рыб тоже есть определенные чувствительные сенсоры», — отметила собеседница агентства.
Некоторые исследователи придерживаются мнения, что человек без проблем со здоровьем и без выраженных психоэмоциональных расстройств не замечает колебаний геомагнитной активности. Но есть немало научных публикаций, отражающих наличие чувствительности регуляторных систем человека к вариациям геомагнитного поля. Они видны на популяционном уровне, где учитываются случаи резкого ухудшения здоровья в периоды выраженных колебаний геомагнитной активности.
Ученые ФИЦКИА обследовали людей как с нормальным, так и с повышенным артериальным давлением. Работы проводились на базе геобиосферного стационара «Ротковец», который был создан в 2000-е годы по инициативе вице-президента РАН, академика Николая Лавёрова (1930−2016) на его родине в Коношском районе Архангельской области. Здесь установлена геомагнитная обсерватория «Климовская» Геофизического центра РАН, данные которой использовались в ходе реализации проекта.
Исследователи учитывали минутные вариации магнитного поля, регулярно возникающие за счет токов в ионосфере. «В течение 30 минут мы измеряем вариабельность сердечного ритма и смотрим, какая в это время была магнитная активность, проверяем показатели синхронизации, — пояснила завлабораторией. — Если у нас вот этот показатель синхронизирован, то мы говорим, что резерв хороший. Если не синхронизирован, то есть определенные риски метеозависимости».
Барорефлекс и его реакция на магнитные бури
Выяснилось, что у людей с нормальным артериальным давлением вариации ритма сердца фактически не связаны с вариациями магнитного поля, на его изменения реагировал только барорефлекс, он оказался синхронизирован с ними. Эффективность барорефлекса необходима человеку для предотвращения избыточного подъема и падения артериального давления, когда на него действуют стрессовые факторы. Синхронизация барорефлекса с изменениями геомагнитного поля обеспечивает организму человека умеренные колебания частоты пульса и артериального давления. Таким образом, здоровый человек устойчив к геомагнитным возмущениям и обычно их не замечает.
А вот у людей с артериальной гипертензией этот механизм слабо выражен. «И при магнитных возмущениях у них может происходить “напряжение” стресс-индекса и снижение механизмов, которые противостоят напряжению сердца и регулируются блуждающим нервом», — объяснила Поскотинова.
Разработанный архангельскими учеными способ определения чувствительности барорефлекторной регуляции сердечного ритма к вариациям локального геомагнитного поля у человека запатентован Роспатентом совместно с разработчиком прибора «Варикард» Юрием Семеновым и представительницей Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, Института космических исследований РАН Татьяной Зенченко.