РАН: растет срок навигации в Северном Ледовитом океане

К середине XXI века период открытой воды в Арктике увеличится на несколько месяцев. Новое исследование показывает, как быстро тает лед, и что это значит для будущего судоходства.
Ксения Бесфамильная-Сабодаш
Автор Наука Mail
Арктика
К середине XXI века (примерно 2050 год): продолжительность открытой воды в российских арктических морях увеличится на 1,5–2 месяцаИсточник: Topwar

Российские исследователи зафиксировали значительное удлинение навигационного сезона в арктических водах из-за стремительного таяния морского льда.

Согласно исследованию специалистов Института физики атмосферы им. А.М. Обухова и Института географии Российской академии наук, к середине XXI века продолжительность периода открытой воды в морях российской Арктики может увеличиться на 1,5-2 месяца, а к концу столетия — до 5,5 месяцев. Об этом сообщила пресс-служба РАН.

Исследование опубликовано в научном журнале Springer Nature Link. Оно основано на данных десяти климатических моделей, входящих в международный проект CMIP6. Эти модели были выбраны за наиболее точное воспроизведение сезонной динамики и пространственной структуры арктического морского льда за период 1981-2000 годов. 

Круговые карты Арктического региона
Круговые карты Арктического региона, которые показывают изменения продолжительности периода открытой воды в течение XXI века в зависимости от сценариев климатических измененийИсточник: РАН

Как показали результаты, в условиях глобального потепления наблюдается устойчивая тенденция к удлинению периода безледной навигации вдоль Северного морского пути (СМП). По умеренному сценарию климатических изменений (SSP2-4.5), к концу века навигационный сезон может длиться от 2,5 до 3,5 месяцев, в то время как при высоком уровне выбросов парниковых газов (SSP5-8.5) — до 4-5,5 месяцев.

После 2050 года темпы увеличения периода открытой воды начинают различаться: при умеренном сценарии рост замедляется, а при агрессивном — продолжается и может достичь 3,5 месяцев к 2075 году и до 5,5 месяцев к концу века
Владимир Семенов
директор Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН

Исследователи отмечают, что уже с 2020-х годов модели показывают формирование условий для устойчивой безледной навигации вне пределов исключительной экономической зоны (ИЭЗ) России. Это означает, что международные суда могут использовать альтернативные маршруты, минуя российские воды, что создает потенциальные геополитические вызовы и уменьшает значение СМП как контролируемой транспортной артерии.

Ранее Наука Mail писала, что спутники NASA зафиксировали прирост льда в Антарктиде.